издается с 1879Купить журнал

Бомба для императора

Он умел быть милосердным даже к тем, кто объявил на него охоту

из Приняв сан самодержца великой империи, Александр II тут же стал целью кучки профессиональных охотников за царями. Искатели "счастья для народа", прошедшие многолетнюю школу в Женеве и других цивилизованнейших центрах Европы, вынесли ему смертный приговор.

Кто повелел? Почему? По какому праву?


КАРАКОЗОВ. Первый звонок

Что у царя, что у псаря, жизнь одна. У каждого своя работа. Какая бы ни была, но ее надо делать.

26 лет жила под Александром II Российская империя. На самом пике сражения за Севастополь и Крым он взял на себя ответственность за Россию. Через год он завершит Крымскую войну, согласившись на некоторые потери. Ни дня не сомневаясь в том, что их надо будет вернуть. Желательно с прибытком.

Но Крым не отдаст. Пожертвует военным флотом, но Крым с Севастополем останутся русскими.

А флот начнет потихоньку создавать новый. Не деревянный на парусах, а броненосный на паровой машинной тяге. Надо перешагнуть отсталость. Севастополь научил.

И офицеров надо готовить профессионально, а не по дворянской родословной. И не так, как его самого: на десятом дне после рождения записали шефом лейб-гвардии Гусарского полка, а в семилетнюю годовщину произвели в чин корнета.

Потому откроет Военно-инженерную и Артиллерийскую академии.

Публично объявит об отмене крепостного права и приступит к реализации грандиозной программы земельной реформы.

Потом к реформе среднего образования.

Учредит бесплатные школы для сплошь неграмотной России.

И 6 апреля 1866 года прозвенит первый звонок: неудавшееся покушение Дмитрия Каракозова на Александра II. Террорист Каракозов был казнен, 34 соучастника приговорены к разным срокам каторги.

В том же году, когда Каракозов промахнулся, русские войска генерала Д. Романовского перейдут реку Сыр-Дарью и вступят в пределы Бухарского ханства. А за год до этого русские воины под командованием генерала М. Черняева возьмут крупнейший торгово-политический центр Кокандского ханства - город Ташкент. Командующий за это получит выговор от царя и будет уволен из армии, ибо Ташкент захватил самовольно.

А год спустя после первого покушения Александр II издаст указ об образовании Туркестанского генерал-губернаторства. В 1882 году, уже в царствование Александра III, Черняев был назначен Туркестанским генерал-губернатором. Этим будет фактически завершен процесс вхождения государств Средней Азии в состав Российской империи.

Н. Каразин. Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года.

ДЕКАБРИСТЫ. Первая амнистия

Знать, что в твоей стране создана террористическая система (а военное крыло "Народной воли" было именно такой организацией) и что главная ее цель - ты, царь, самодержец Российской империи; знать, что эта система создана специально для охоты на тебя, отца двенадцати детей, мужчину в самом соку, обуреваемому всеми страстями человеческими, чувствовать затылком зрачок нацеленного револьвера, ловить движение руки к карману пиджака каждого мужчины, идущего навстречу царской карете, - знать и не уметь предотвратить...

Так можно сойти с ума.

Но у него была работа, тяжелая, круглосуточная и со многими неизвестными. И в этой работе на первом месте стояло милосердие. Это персональная специализация владык - проявлять милосердие. Не вообще милосердие, а предметно и персонально.

В том числе к тем, кто охотится на тебя.

Первыми были декабристы, которых он амнистировал. Всех, кто остался жив. Не удивился, когда ему доложили, что некоторые из них предпочли Байкал службе и отказались от возвращения в Петербург. И выбор дальнейшего жизненного пути оставил за каждым.

Территориальные приобретения при Александре II выделены темно-зеленым цветом.

ФИГНЕР. Последнее покушение

Что это значит - росчерком пера сделать то, на что веками было наложено табу: освободить крестьян, дать им волю и землю? А как же земле-душе-владельцы-дворяне? Кто их-то содержать будет?

Сделать такое одним махом - поджечь фитиль народного бунта похлеще пугачевского. Тут, пожалуй, все объединятся против царя-батюшки.

Думать и думать надо...

Только что грянет раньше - крестьянский бунт или бомбисты-революционеры? В Третьем отделении лучшие ищейки с ног сбились: бомбисты готовят подкопы, мастерят бомбы для него...

На календаре 29 августа 1879 года. Казнь особенно торопила великая революционерка Вера Фигнер. Четверо их было, сестер-революционерок из семьи казанских дворян, блестяще воспитанных и образованных, но великой стала только она - Вера Николаевна, пережившая и двух последних российских царей, дожившая до сталинского социализма и не попавшая в ежовский список "врагов народа". Хотя все ее единомышленники в 30е годы при Сталине, кто еще оставался жив, подверглись репрессиям. У Веры Фигнер все получилось наоборот: по решению Совнаркома СССР, подписанному В.В. Куйбышевым в 1926 году, она была удостоена пожизненной персональной пенсии. И аккуратно получала ее до самой кончины, когда уже и гвардейцы-панфиловцы обессмертили себя в сражении с фашистами под Москвой.

Неисповедимы пути тех, кто посвятил свою жизнь охоте на царей.

1 марта 1881 года Вера Николаевна запишет: "Когда я вошла к себе, к друзьям, которые еще ничего не подозревали, то от волнения едва могла выговорить , ч т о ц а р ь у б и т. Я плакала, как и другие: тяжелый кошмар, на наших глазах давивший в течение десяти лет молодую Россию, был прерван; ужасы тюрьмы и ссылки, насилие и жестокость над сотнями и тысячами наших единомышленников, кровь наших мучеников - ВСЕ ИСКУПАЛА ЭТА МИНУТА. ЭТО ПРОЛИТАЯ НАМИ ЦАРСКАЯ КРОВЬ; тяжелое бремя снималось с наших плеч; реакция должна была кончиться, чтобы уступить место обновлению России".

В ночь с 28 февраля на 1 марта трое бомбистов - Суханов, Кибальчич и Грачевский - 15 часов беспрерывно работали над снарядами, чтобы к 8 утра все было готово. Тоннель был выкопан и ждал.

Александру II освободителю оставалось жить не более 6 часов. Потому что у них, его подданных, иначе терпение лопнет. Как потом, уже в советское время, напишет в своих воспоминаниях В. Фигнер про те роковые сутки: "Личная безопасность тех или других из нас волновала нас. Все наше прошлое и все наше революционное будущее было поставлено на карту в эту субботу, канун 1 марта: прошлое, в котором было шесть покушений на цареубийство и 21 смертная казнь, которые мы хотели кончить, стряхнуть, забыть. И будущее - светлое и широкое, которое мы думали завоевать нашему поколению. Никакая нервная система не могла бы вынести долгое время такого сильного напряжения".

Светлое будущее поколения - и нервный зуд Веры Фигнер сотоварищи, интеллигентной девушки из казанского дворянского рода.

Вот только все пошло наоборот: Александр III начал с ужесточения реакции.

Русский монарх-крестоносец. Карикатура времен Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

АЛЕКСАНДР III. Закручивание гаек

Вся история мира пишется кровью междоусобиц и революций: люди сражаются за место под солнцем. Неужели во власти по определению должна гнездиться эта неистраченная сила, чтобы вознести помеченного на вершину блаженства? И чтобы сбросить оттуда в небытие? Неужели в подлунном мире нет ничего привлекательнее власти?

Видимо, нет.

А поэзия? А искусство? А врачевание? И наука - мать цивилизаций?..

Конечно, да. Но все это потом. После войн и революций, которыми повелевают вожди. Мы и время меряем жизнями фараонов, царей, вождей. Даем их имена эпохам. Эпоха Кира Великого, Александра Македонского, чингисидов, Рюриковичей, Романовых, Парижской коммуны...

Может быть, Александр II больше всех из Романовых ощущал это подстегивание времени: через два поколения кончится всё и все. Придут другие.

Его гибель от рук террористов-заговорщиков послужила сигналом для закручивания гаек в стране. Его преемник Александр III начал с разгрома "Народной воли", казни и каторги террористов-народовольцев. Но это была скорее месть за убийство отца, чем санитарная чистка гражданского общества от заразы заказной революции. Время было упущено. Из искры возгорелось пламя - в 1883 году образовалась в Женеве марксистская группа "Освобождение труда".

Новой властной формации был отмерен срок в разы меньший, чем царской.

Т. Назаренко. Казнь народовольцев. 1969 год.

ХХI ВЕК. Память и уроки

Сегодня в вольных беседах граждане пытаются провести параллели между преобразованиями Александра II и нынешними реформами. Это некорректно. Между нами не только два века, две революции, две мировых войны плюс перестройка, но и революция научно-техническая.

Между прошлым и будущим параллелей нет. Есть только память.

И есть исторические уроки.

Из 20 миллионов освобожденных от крепостничества крестьян лишь немногие могли немедленно рассчитаться за предоставляемые им земли, огромному же большинству пришло на помощь государство. Многим и это послабление оказалось не под силу. Выкуп всех надельных земель бывших помещичьих крестьян должен был окончиться в 1932 году! Но с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы выкупные платежи были прекращены: российская государственная казна взяла на себя все долги освободившихся крестьян по земле и погасила их. Земельная реформа стала действительно выдающейся царской победой.

Что общего у нее с реформой 90х годов XX века, ликвидировавшей колхозы и совхозы и оставившей крестьян совсем без земли? Что общего у реформы образования Александра II с постперестроечной ломкой академической науки, затеянной чиновниками? Общее то, что мы не хотим учиться на победах прошлого. Но еще меньше - на ошибках.

В 1988 году М. Горбачев повторил ошибку Александра II, приказав вывести советские войска из Афганистана, - их место незамедлительно заняли американские. А русский царь в октябре 1878 года отказал в помощи Афганистану, южному дружественному соседу, когда вел войну с Англией, - вывел свою миссию из Кабула. Правда, заставив англичан в обмен подписать соглашение о сохранении целостности Афганистана.

И может быть, только с Крымом мы поступили так же мудро, как в свое время Александр II, вернув полуостров домой без единого выстрела...

Обложка книги "Мученическая кончина царя-освободителя императора всероссийского Александра II". 1881 год. Фото: из коллекции Президентской библиотеки
ШТРИХ К ПОРТРЕТУ

Приказ о воинской чести

В российской армии времен Александра II воинская честь ставилась превыше всего. Когда император присвоил звание генерал-фельдмаршала 74летнему генералу М.С. Воронцову за выслугу лет, вся армия знала, какая "выслуга" оценена столь высоко. Будучи в должности командира оккупационного корпуса в Париже, Воронцов узнал: парижские рестораторы выставили счет на полтора миллиона рублей русским офицерам. При том, что по неписаным законам победители исстари столовались бесплатно в ресторанах у побежденных.

Генерал тихо оплатил долги своих офицеров из собственных средств и не велел никому распространяться на этот счет.