20idei_media20
    22.04.2018 10:50
    Рубрика:

    На ММКФ показали самый скандальный конкурсный фильм "Ню"

    Когда на открытии "Ники" в этом году Президент киноакадемии Андрей Кончаловский в своей короткой речи говорил о том, что режиссеры разучились мыслить образами - кто прислушался к его словам? Блокбастер (потенциальный) образов не терпит. Там бы экшн. Авторское кино? Не всегда. Но вот девочка, китаянка по имени Ян Гэ -  смешная, чересчур открытая, вдруг продемонстрировала умение в конкурсной картине "Ню". "В моем фильме - нет ни одного случайного кадра. Даже сцена с огрызком яблока, - говорит она". А еще ссылается на Кирилла Серебренникова. "Он в театре говорил мне, что тебе, как актрисе, нужно оправдывать каждый свой жест. И у него у самого так в театре. Не просто красиво... но понятно: почему и зачем". Конечно, ей хотелось бы видеть его на показе. "Я верю, что все будет хорошо, и хотела бы, чтобы он гордился мной".

    Фильм "Ню" рассказывает историю расставания. Женщины и мужчины. И - подспудно - в нем более глобальный смысл. "Я хотела покидать Россию навсегда - меня сильно обидели. Но мне нужно было высказаться, и сделать этот фильм. И, когда я увидела, какие вокруг люди и как меня поддерживают... Я больше не хочу уезжать из России".

    Сюжет проступает сквозь образы и творчество. Ян Гэ - в фильме не только режиссер, но еще и сценарист, и продюсер, и исполнительница главной роли, поет, рисует, играет в театре. Она не знает, как забыть свою любовь, и подруга советует ей с кем-то переспать, чтобы, как у Шекспира: "схватить старайся новую заразу, и прежняя не вспомнится ни разу". И тут встает вопрос, озвученный в песне, исполненной нежным девичьим голосом-колокольчиком: "С кем спать?" По звуку, кстати, совпадает с ее именем - Ян Гэ - можно петь на тот же мотивчик. С кем спать? С коллегой, соседом, одеялом? Это - слова из песни. И они озвучивают то, о чем не говорят. А Яе Гэ вообще не стесняется, отбрасывает все нормы.

    Обнаженная в кадре - она так же естественна, как и одетая. Ей нужно раскрыться - и духовно, и физически, сбросить все, чтобы излить свою боль. Боль расставания в конце выльется в откровеннейшую сцену. Не в смысле привычного "ню", но женщина признается в самом личном. "Спасибо, что ты - не умер, а я не сошла с ума". Что может быть точнее - какая из женщин не желает любовнику, бросившему ее, смерти, и в этом и есть ее безумие.

    После просмотра создается впечатление, что этот фильм примут молодые, ровесники Ян Гэ, художники, представители мира моды, артисты, люди искусства... Что до остальных - они и в жизни подобное не принимают. Но вот взяли же эту работу хрупкой уязвимой девушки (расплакалась перед пресс-конференцией), которую она делала практически тайком, потому что более всего боялась непонимания, на Московский кинофестиваль. Дебют, и сразу - в конкурс. Рядом с работой уже маститого режиссера Котта "Спитак", где он также демонстрирует умение мыслить образами, о котором говорит Кончаловский.

    Более того, уже на первом пресс-показе все желающие не поместились в зал - пришлось делать дополнительный. И из-за всеобщей суматохи никто перед показом не предупредил о важном. Не уходите на титрах - после них есть еще сцена, которая многое объясняет. Журналистам об этом кричала сама Ян Гэ из последнего ряда: "Не уходите! Досидите до конца! Там будет еще сцена!". И действительно - в конце раскрывается смысл иероглифа, вынесенного в название фильма, ненавязчиво отсылая к началу картины, которое так музыкально выстроено, что сразу задает тон.