Сериал на выходные: "Двойник" - два мира, два Шапиро

Однажды в 80-е мир вдруг неизвестным образом и по неизвестной причине взял и размножился. Был один мир, стало два - соединенных переходом где-то под Берлином. Власти происшествие сразу же крепко-накрепко засекретили. Обустроили у портала КПП, таможню организовали, посольства, наладили дипломатические отношения, бюрократическую систему и все остальное, что нужно для порядка.

Сначала все шло неплохо. Миры особо друг от друга не отличались - да и с чего бы? Но в середине 90-х в одном из них (будем называть его мир А) стряслось ужасное несчастье: полмиллиарда человек выкосил свиной грипп. И некоторые в мире А рассудили, что неспроста. Заподозрили соседей (мир Б, соответственно) в вероломной диверсии. Но запортальные партнеры все обвинения решительно отрицали. И как-то вроде бы инцидент замялся, забылся. Но осадочек - сами понимаете.

Спустя годы, уже в наше время, из мира А в мир Б незаконно попадает киллер под кодовым именем Болдуин. А вслед за ним прибывает агент спецслужбы Говард Силк. И докладывает: "К вам тут один негодяй прошмыгнул. Затевает недоброе. Надо изловить, пока не натворил дел. Для этого мне нужен ваш я".

Два мира, как известно, - два Шапиро. То есть у каждого человека в мире А есть двойник - т.н. аналог - в мире В. И наоборот. Что довольно очевидно. Но поскольку миры с некоторых пор отличаются, то и двойники, внешностями и внутренностями идентичные, личностными качествами и судьбами отличаются тоже.

Ну и вот. В мире Б этот Говард Силк - матерый агент, суровый и проницательный. Тогда как его аналог - грустный тихоня, который служит в такой же (аналогичной) организации, но сильно ниже рангом. Настолько, что ни о каких других мирах вообще до сих пор был не в курсе. То есть он годами ходил на работу и исполнял там прилежно какие-то обязанности. В сущности, занимался чем-то, если со стороны посмотреть, совершенно бессмысленным - с невозмутимостью смиренного ослика.

Впрочем, многие так всю жизнь проводят. А Говарду на старости лет повезло (в каком-то смысле). Он внезапно познал реальность. И обнаружил себя аккурат в центре противостояния множества таинственных и могущественных сил.

Как вы наверняка уже догадались, Берлин в качестве места действия сериала "Двойник" (Counterpart) выбран не с бухты-барахты. Помимо того, что этот город нынче в тренде ("Берлинский синдром", "Атомная блондинка", "Немой", "Вавилон-Берлин"), он является необходимым элементом для создания достаточно легко считываемой аллюзии. К чести шоураннеров, фантастическая холодная война походит на свой исторический прототип лишь наружностью, без всяких экстраполяций. Здесь скорее речь идет об общем по отношению к известному противоборству режимов и идеологий случае.

Зато с фасада все аутентично. Если включить Counterpart где-нибудь на середине и не особенно усердно вслушиваться-всматриваться, можно подумать, что это очередная экранизация Джона Ле Карре. Отдельные особи многочисленной популяции хмурых личностей ютятся в неуютных минималистично обставленных конспиративных квартирах и передвигаются меж ними, то и дело озираясь, по вечно пасмурным улицам с пистолетом за пазухой, сбиваются в альянсы, подозревают друг друга (и не зря!), предают, юлят, скрывают тайны, строят и раскрывают коварные заговоры.

При этом фантастическая оболочка позволяет системе оставаться замкнутой, не подверженной влиянию каких-либо процессов, творящихся в нашей беспокойной реальности. Микровселенная Counterpart, сосредоточенная в конкретной европейской столице, напоминает заповедник, где жанр надежно защищен от заражения вредоносными бациллами цайтгайста, переносимыми ветром перемен. Однако полное освобождение от такой в иных обстоятельствах важной характеристики, как актуальность (в плане привязки к контексту момента), грозит переводом в категорию любопытных безделиц. Мол, замечательно всё, конечно: шпионы, интриги, тугие хитросплетения - но какой в этом смысл?

И тут из темного закоулка выпрыгивает Дж. К. Симмонс. Такой: хоба, а вот и я! Его двойная центральная роль - радикально непохожих Говарда Силка и Говарда Силка - помимо того что является гвоздем развлекательной программы (впрочем, каст и без того насыщен отличными артистами: Оливия Уильямс, Якоб "Милый Ханс" Диль, Лив Лиза Фрис из упомянутого "Вавилона-Берлина", так далее), как раз смыслоопределяющая. Через сопоставление персонажей нобелевского лауреата и двух миров, сквозь густую атмосферу перманентной тревоги в ожидании удара ножом со спины транслируется, помимо прочих, главная мысль - несложная, но часто игнорируемая: то, что нас не убивает, делает нас, бесспорно, сильнее, но едва ли лучше, чище и добрее.