03.05.2018 09:33
    Поделиться

    Автобусные предприятия в Кировской области оказались на грани закрытия

    В районах Кировской области исчезают автобусные маршруты, соединяющие населенные пункты. Как выяснилось на комитете по промышленности регионального заксобрания, сейчас под вопросом оказалась дальнейшая работа почти всех муниципальных автотранспортных предприятий (АТП).

    По словам министра транспорта региона Михаила Поршнева, даже главное муниципальное транспортное предприятие области - "КировПассажирАвтотранс", которое работает на 65 маршрутах, находится в критическом финансовом состоянии. В прошлом году его убыток от пассажирских перевозок составил более 50 миллионов рублей, а только за первый квартал этого года - свыше 40 миллионов. Кредиторская задолженность тоже составляет почти 40 миллионов. Похожая ситуация на автотранспортных предприятиях во многих районах, а в четырех территориях муниципальные АТП находятся уже в стадии ликвидации. Санчурский район вообще остался без автобусного сообщения, и пока решения проблемы, по словам Михаила Поршнева, не найдено.

    Одна из причин - снижение финансовой поддержки муниципальных перевозчиков из областного бюджета, большая часть выделяемых денег - компенсации за перевозку льготников. В прошлом году на это направили почти 100 миллионов рублей, в нынешнем - менее 80 миллионов, а нужно более 120. Хотя стоимость бензина растет ежегодно, не считая других расходов. В сопоставимых с Кировской областью соседних регионах господдержка перевозчиков намного выше. В Удмуртии на этот год выделили более 150 миллионов, в Республике Коми - почти 200.

    Но по мнению министра финансов Кировской области Ларисы Маковеевой, оснований для увеличения сумм на поддержку автоперевозчиков нет, поскольку это не бюджетные учреждения.

    Людям стало дешевле объединяться и ездить на такси, нежели на автобусе

    - Перевозки осуществляются на основании тарифов, которые предприятия защищают в региональной службе по тарифам, и они экономически обоснованы. Почему бюджет должен компенсировать расходы? - недоумевает она.

    Однако перевозчики постоянно говорят о том, что стоимость проезда экономически невыгодна. Сейчас пассажиры платят 3,51 рубля за километр. А по оценкам начальника "КировПассажирАвтотранса" Дениса Пырлога, чтобы перевозки стали рентабельными, тариф должен составлять 5,03 рубля.

    Но даже если служба по тарифам пойдет на повышение, эффект может быть прямо противоположным. Например, в Вятскополянском районе в прошлом году не повышали стоимость проезда, поскольку это сказалось бы на пассажиропотоке и легальные предприятия стали бы неконкурентоспособны. Чтобы сохранить АТП, пассажиров нужно "вернуть в автобусы".

    - Надо выработать такой механизм поддержки, - считает глава Вятскополянского района Игорь Трифонов, - чтобы пенсионеры получали льготы на проезд вне зависимости от дохода. Или найти другой механизм, который позволил бы предприятиям снижать стоимость проезда для всех категорий граждан.

    Как выяснилось в ходе обсуждения, суммы, выделяемые АТП на льготников, упали после того, как льготы стали предоставляться адресно.

    - По словам руководителей муниципальных предприятий, когда мы в 2016 году убрали льготы на проезд для большого количества граждан, резко упал пассажиропоток, - говорит заместитель председателя заксобрания Владимир Костин. - Без льгот люди оказались не способны оплачивать проезд.

    Вторая часть проблемы - конкуренция со стороны нелегальных перевозчиков. Сегодня возникла парадоксальная ситуация, когда поездка нескольких человек на такси стала дешевле, чем на автобусе. И те, кто раньше ездил по льготе на муниципальном транспорте, пересели на частников. А автобусы, по словам участников обсуждения, "возят воздух". При этом АТП вынуждено содержать автопарк, платить налоги и штрафы. Например, один только "КировПассажирАвтотранс" платит налогов больше, чем вся субсидия на льготников для всех автоперевозчиков. Частники от таких расходов практически избавлены, и конкуренция получается абсолютно неравная.

    С нелегалами все-таки пытаются бороться. Так, в прошлом году в результате совместных мероприятий регионального минтранса и УГИБДД в отношении них было возбуждено 51 административное дело на сумму более 200 тысяч рублей. Но учитывая, что частников тысячи, это капля в море. Как говорят депутаты, "конкретный транспорт есть, в районе всех их знают, по дорогам они ездят, а поймать никто не может". Хотя в некоторых "ГАЗелях" даже ездить страшно - в таком они убогом состоянии. Но при этом именно нелегалы закрывают потребность жителей районов во внутриобластных перевозках.

    - Те усилия, которые мы тратим на борьбу с ними, надо направить на легализацию перевозчиков, - считает председатель комитета Законодательного собрания по бюджету Владимир Бакин. - Нужно сделать так, чтобы человек оказывал услугу законно.

    На комитете был озвучен ряд предложений, как выйти из создавшейся ситуации. Например, муниципалитеты могут создать межрайонные автотранспортные предприятия, обслуживающие маршруты в смежных территориях, что сократит затраты. Разработать механизм софинансирования перевозчиков, которые работают на социально значимых маршрутах. А легальным перевозчикам предоставить льготу по транспортному налогу.

    Комментарий

    Роман Титов, заместитель председателя законодательного собрания Кировской области:

    - Ситуация с автотранспортными предприятиями говорит о необходимости создания либо при заксобрании, либо при правительстве Кировской области постоянного координационного органа с представителями местного самоуправления, ГИБДД, налоговой службы, транспортного надзора, чтобы можно было оперативно вырабатывать механизмы по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков и координировать это из единого центра. С этим согласны и в региональном минтрансе. Все предложения, прозвучавшие на комитете, оформлены протокольно и отправлены в правительство области, где должны быть рассмотрены в течение месяца. Через полгода мы вновь намерены вернуться к данному вопросу, чтобы посмотреть, какие меры за это время приняты и какой это дало эффект.

    Поделиться