"Анон": нелепая антиутопия об ужасах кибертоталитаризма
У всех людей в голову встроены высокотехнологичные штуковины, которые позволяют все увиденное записывать и хранить. Как в той серии "Черного зеркала". Но. Еще эти штуковины дают пользователю информацию обо всех или почти обо всех объектах, попадающих в поле зрения. Как в игре Watch Dogs. Например, идете вы по улице, видите прохожего. И сразу все про него знаете. У него над головой высвечивается информация: имя, фамилия, возраст, род занятий. Или видите собачку - и над ней высвечивается ее порода. Или даже покупаете шаурму - и над ней тоже порода собачки и прочие ингредиенты высвечиваются. Плюс реклама в этой дополненной реальности присутствует. Смотрите на дом, а там поверх фасада логотип спонсора. И все это - и реклама, и информация, и весь вообще интерфейс - монохромное, белого цвета.
При этом всезнающий и всевидящий назойливый гаджет, наполняющий пространство кучей бесполезных надписей, отключить вроде бы нельзя. А полиция и вовсе имеет полномочия подключиться к любому гражданину, чтобы изучить его память или за ним проследить. Но никто от этого почему-то не страдает, не ропщет. Только носят однотонные темные одежды, обитают в таких же унылых минималистичных интерьерах и ходят туда-сюда по унылым улицам с кислыми физиономиями.
Правда, есть хакеры, единственные, кто полностью анонимен в мире "Анона". Хакеры круче полицейских, они умеют записи стирать и заменять "отфотошопленными" воспоминаниями. На случай если вы вдруг что-то незаконное совершили и не хотите, чтобы кто-то о том прознал. Допустим, жена скажет: "Дорогой, а точно ли ты вчера на работе задержался? Ну-ка покажи-ка мне файлик тот". А вы, допустим, на самом деле провели вечер в компании легкодоступных женщин. И тут на помощь приходят киберпреступники, которые все улики заметут за круглую сумму наличными.
Кроме того, хакеры способны не только, как органы правопорядка, следить и копаться в воспоминаниях, но и заставить человека галлюцинировать, манипулируя его восприятием. Показать лестницу там, где ее нет, пустую дорогу и зеленый сигнал светофора там, где горит красный и плотный трафик. И одному технобогу известно, как и почему эти славные ребята, которые против тоталитаризма и за анонимность, до сих пор не свергли ненавистный режим. Или почему ненавистный режим мерзавцев не изловил - учитывая, что выйти с ними на связь и нанять их для работы легко и просто можно с помощью той же операционной системы, созданной для абсолютного контроля.
Киберпанковая (хотя и явно не отражающая одну из частей базового критерия - low life) антиутопия фильма вторична, визуально скучна, построена из деталей, зачастую взаимоисключающих, и функционирует по законам, друг другу противоречащим. И сюжет, внутри нее развивающийся, ей под стать. Он о полицейском и о девушке-хакере. Она своих клиентов стала хитроумным способом убивать, а он - ее ловить. То есть как бы нуарный - киберпанк ведь - такой детектив. С пьющим и курящим следователем, носящим бремя вины, и роковой женщиной. Но в условиях неправдоподобной, разваливающейся, стоит ее чуть пальцем поковырять, реальности, сюжет, отважно побарахтавшись в тщетных попытках удержать на себе внимание, после неряшливо придуманного твиста окончательно сдается. И, обреченно задрав лапки, тонет в море пошлой глубокомысленности.
Будто бы заговаривая зубы, стараясь как-то сгладить впечатление от бездарного финала, Эндрю Никкол вставляет перед титрами длинный диалог о том, что лучше: чтоб анонимность или чтоб порядок был. Мораль, значит, выводит. Ставит острые философские вопросы этим своим "Аноном". Вроде: "Порядок-то, он нужон. Но как же свобода тогда? А если полная анонимность и свобода, то непорядок будет. А порядок-то, он нужон. И зачем тебе анонимность, если ты ничего плохого не делаешь? А?".
Ох, Эндрю, мы тут вообще-то давно в таком киберпанке живем, который поизощреннее да похитрее вашего. И ничего, привыкли.
2