10.05.2018 15:30
    Поделиться

    Самарский телережиссер собрал уникальную коллекцию открыток

    Телережиссер Владимир Самарцев, выйдя на пенсию, собрал уникальную цифровую коллекцию фотографий и почтовых открыток с видами Самары и Жигулей
    Двух совпадений подряд не бывает. Это уже судьба, в которой все сошлось: человек по фамилии Самарцев живет в городе Самаре, на Самарской площади. Сам Владимир Николаевич относится к сему факту почтительно, отрабатывая его уже третьим альбомом уникальных снимков по истории Самары и ее окрестностей.

    От открытки до открытия

    В последнем, еще пахнущем типографской краской и свежестью заволжских далей альбоме, вот ничуть не придумываю, собрано 800 открыток. Их уникальность уже в том, что возраст каждой - не менее века. Не одно поколение самарцев за это время родилось и поскучнело от старости, а яркие кусочки картона с рисунком или фотографией по-прежнему свежи и любопытны. Ведь именно открытка наравне с письмом служила средством общения людей на расстоянии.

    Но, в отличие от письма, она чаще несла позитивную информацию: "Я в путешествии. Разрешите поздравить. Шлю привет. С любовью...". Цветная открытка в ту пору, кстати, стоила до 10 копеек. Для сравнения: буханка хлеба - три-четыре копейки. Так что человеческое общение всегда было большой роскошью. А тут еще и общение с историей, ведь описания Жигулей и Самары для альбома автор процитировал по "Иллюстрированному путеводителю по Волге и ее притокам Оке и Каме", изданному в Москве в 1915 году.

    Любить или ведать

    Хозяин уже в начале нашей встречи в его наполненной книгами, грампластинками и СD дисками "сталинке" уточняет, что считает себя не краеведом, а "краелюбом".

    - Краеведы - это ученые-историки, люди серьезные... Они много работают в архивах, чтобы писать историю города и края. А я просто люблю Самару, и мне интересно смотреть, как менялись с годами ее улицы и площади, окрестности, и рассказывать об этом людям.

    В Куйбышев, так тогда назывался этот город, Владимир Самарцев приехал в 1960 году. Его отец, уволившись из армии после службы в Германии, решил с семьей перебраться на Волгу поближе к родне. С тех пор для пятиклассника Вовы Куйбышев стал любимым городом, и любовь эту он сохранил до седин.

    - Я бывал в 120 городах Советского Союза... От Калининграда до Иркутска. Города есть замечательные, но вот такого сочетания климата, Волги, природы и жителей-волжан нет нигде, - рассказывает Владимир Николаевич. - Когда мы приехали сюда, квартиру получили на Безымянке, где сейчас метро "Победа". Безымянка и Куйбышев были тогда практически отдельными городами. Как сейчас Самара и Новокуйбышевск. Я после школы поступил на литературный факультет Куйбышевского педагогического института. Он находился тогда на улице Максима Горького в центре и добираться до него с Безымянки было долго.

    Из "Товарища" пришел к "Бурлакам"

    После второго курса в 1968 году студенты филфака проходили педагогическую практику, трудясь вожатыми в пионерском лагере "Волжский Артек". Работал там музруком и Владимир Самарцев. И когда приехали в лагерь работники детской редакции областного телевидения Лилия Тарасова и Вениамин Яковлев организовать спортивную телепередачу, то оценили, как бы сейчас сказали, "креативного" вожатого, помогавшего им, и пригласили к себе на работу ассистентом режиссера. Так что детская телестудия "Товарищ", которая на днях отметит свое 50-летие, при его участии зарождалась и училась бодро ходить.

    Вместе они прошагали два десятка лет, пока Самарцева не назначили главным режиссером областного телевидения. Но свою эфирную юность он до сих пор вспоминает с мальчишескими чертиками в глазах.

    - Понятно, что в детстве у человека впечатлительность гораздо сильнее, чем в зрелые годы. Из детства мы берем все хорошее для жизни. Когда я начинал в "Товарище", его юнкоры были моложе меня всего на пять-шесть лет. Я им вроде старшего брата. Того же Ваню Демидова, ставшего впоследствии замминистра культуры России, помню, на съемках в Сызрани гонял. Но когда мне стало сорок, уже сложно было на дружеской волне с ними выплывать. Выручало чувство юмора.

    Работали не только в областном эфире, но и делали много программ для Москвы. Да, и тогда была пропаганда, но было и воспитание, приобщение к культуре. Показывали все спектакли детских театров, цирковые программы. Тематические циклы программ делали: "Детский человек", "Вечерняя сказка", "Мультлото", "Школьная страна", "Первые шаги в искусство", "Уважайте светофор", "Веселые старты". Много чего было...

    Альбом с историей

    "Откуда дровишки, то есть старинные фотографии?" - интересуюсь у краелюба, и тот мне с основательностью истинного исследователя отвечает:

    - По сути, я собирал их всю взрослую жизнь: многое фотографировал сам, еще больше - подарили друзья и знакомые. К примеру, был у нас на телевидении ветеран кинооператор Виктор Хальзов, он всегда на съемки ездил с кинокамерой и фотоаппаратом. И по ходу дела наснимал огромный материал - около тысячи фотопленок, которые после его смерти родственники мне принесли. Вот я сидел полгода эти пленки сканировал...

    Еще сын Николая Финикова (фотокорреспондент из Куйбышева, прошедший всю Великую Отечественную войну с 21-й армией. - Прим. ред.) тоже передал мне архив своего отца на 8000 снимков, большинство из которых ранее не публиковалось. Это виды послевоенного города, строительство набережных и Волжской ГЭС, пионерские лагеря и колхозы области.

    Уже после ГТРК "Самара" на местном канале "РИО" Владимир Николаевич сделал цикл документальных фильмов "Бурлаки", где один за другим в исторической "лямке" прошли многие известные люди губернии. Да и в формате большой страны - люди заметные. Например, Виктор Поляков, возглавлявший АвтоВАЗ в 70-е годы. Почетный гражданин Самары, директор известной на весь мир шоколадной фабрики "Россия" Елена Шпакова. Главный пивовар Жигулевского завода, единственный в пищевой отрасли Герой Соцтруда Александр Касьянов, "дедушка", как любовно называли его заводчане. Фильм о первом секретаре Куйбышевского обкома КПСС Владимире Орлове. В 90-е годы в стране коммунистическую партию с пьедестала свергают, а на местных экранах с повтором, по просьбе зрителей, идет такой фильм. "Потому что человек был исключительной работоспособности и порядочности", - уточняет собеседник.

    - В работе над документальным кино у меня скапливалось большое количество фотографий из семейных альбомов. И попадались там не только личные снимки, но и виды города, бытовые сцены, отдых, хобби, красоты Волги, старинные открытки, - рассказывает Самарцев. - Сегодня старыми фотографиями многие увлекаются, обаяние истории в трудные времена всегда растет. Но большинство коллекционеров на своих сайтах выкладывают пережатые снимки, а я всегда даю в большом разрешении. Бери кто хочет - мне не жалко, а только радостно, - говорит Владимир Николаевич, подписывая мне в подарок свой новый альбом.

    - Я не делаю просто подписи под снимками, а рассказываю, как эти фотографии появились, какие ассоциации и воспоминания у меня они вызывают. Например, как я мальчишкой приходил на набережную, где продавалась газировка и мороженое, а когда вырос, уже и шампанским там девушку угощал... Есть подборка и про волжских рыбаков минувших времен, и как я сам первый раз на Волге рыбачил...

    "Самара и Жигули"

    Открытки в новом альбоме размещены по главам для удобства: весенний паводок, Волга ночью, волжские люди... Виды Жигулевских гор и прибрежных сел и спустя век легко определить, иные же изменились до неузнаваемости. А пароходы общества "Кавказ и Меркурий" и вовсе затоплены на свалках исторического металлолома. И осетров, как на открытках, ныне в Волге не сыскать.

    Но перелистывая пестрые страницы, я тут же попадаюсь на "удочку" новой истории. Оказывается, была в Самаре поющая улица Соловьиная. А вот так выглядела в начале прошлого века Дворянская, ныне главная улица города - Куйбышева. А это центральная площадь старой Самары с памятником Александру II, а в двух кварталах от императора вольно пасутся коровы и козы. Все смешалось в доме самарском, но Владимир Самарцев все собрал, систематизировал и сохранил. Слов в альбоме минимум, а значит, и морали. Одно поэтическое бытописание.

    Поделиться