Атом из России приходит открыто и создает новое качество жизни

Когда дискуссия в отношении проекта захоронения РАО пошла на третий круг и конца ей не предвиделось, модератор обратился к члену Общественного совета "Росатома" гидрогеологу Глинскому.

- А что вы, Марк Львович, об этом думаете?

- Я думаю, что пробить 60-метровую толщу окружающих глин может только наша истерика, - иронично рассудил аксакал "Гидроспецгеологии". - А проникновение радионуклидов через такой барьер исключено.

И сказал-то всего ничего - две фразы, но для перелома их оказалось достаточно.

На форуме "АтомЭкспо-2018", который проходил на этой неделе в Сочи, таких острых споров не возникало, потому что собрались профессионалы, работающие в одной области, хотя и говорящие на разных языках. Размышлениями о том, как было прежде и что теперь, Марк Львович Глинский поделился в конце долгого дня, когда вслед за представителями АЭС Fukushima-Daiichi (Япония) и компании Nukem Technologies (Германия) сделал свой доклад на "круглом столе" по вопросам обращения с радиоактивными отходами и выводу из эксплуатации ядерных объектов.

Экономически эффективное и экологически приемлемое решение задач на протяжении всего жизненного цикла АЭС - первостепенное условие развития атомной энергетики. Так поставили вопрос организаторы форума, об этом же говорил в своем приветствии первый заместитель руководителя администрации президента РФ, председатель Наблюдательного совета госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко. Отметив, что в зале очень много знакомых лиц, он назвал это хорошим знаком и осознанным выбором в пользу атомной отрасли и ее новых перспектив.

"За последние десять лет, несмотря на кризисы, в мире были введены в эксплуатацию 52 новых энергоблока, - констатировал Кириенко. - За те же десять лет АЭС по всему миру предотвратили выброс в атмосферу около 20 миллиардов тонн СО2".

Но атом, по его словам, должен оставаться интернациональным, быть вне политической конъюнктуры. Генеральный директор "Росатома" Алексей Лихачёв и его первый зам Кирилл Комаров, отвечающий за развитие международного бизнеса, каждый на своем уровне приводили примеры и говорили о необходимости наводить мосты - в переносном смысле и самом что ни есть прямом. Крымский мост, по которому в те же дни было открыто сквозное автомобильное движение, стал самым близким и вдохновляющим примером.

А другой переносит нас с черноморского побережья на берега Дуная, где венгерские атомщики уже много лет успешно и с большой выгодой для своей страны эксплуатируют АЭС "Пакш", построенную по российскому проекту. Рядом планируется возвести еще два энергоблока.

- У нас проведено более ста общественных слушаний, - поделился с коллегами государственный секретарь по вопросам сохранения мощностей АЭС "Пакш" Аттила Асоди. - И безопасность новых блоков с реакторами третьего поколения уже не вызывает сомнений. Спрашивают совсем о другом. Когда мост построите? Чтобы тем, кто работает или собирается работать на АЭС, было удобнее на работу добираться...

Три четверти жителей в коммуне Пюхяйоки уже поддерживают российско-финский проект АЭС "Ханхикиви-1"

Про тот же мост упомянул и Кирилл Комаров, которого позвали выступить перед участниками "круглого стола" по вопросам общественной приемлемости атомной энергетики.

- Планируя к размещению новый объект, мы порой навязываем свое видение сопутствующих социальных программ: школа, детские сады, больница. А людям другое надо - мост, чтобы не делать крюк в 40 километров на работу и обратно. В этой и похожих ситуациях слова про мост не фигура речи, а насущная потребность. На нее и надо откликаться. А еще - повышать уровень общего образования на территориях своего присутствия.

Сегодня, по словам Комарова, свыше 7 тысяч будущих специалистов-атомщиков проходят обучение в вузах и учебных центрах на территории России. И такой интеллектуальный продукт мы готовы экспортировать во все больших масштабах. Ведь мосты и связи человеческие остаются самыми прочными, несмотря на все политические суховеи.

Кстати

В том месте, где новым мостом планируют соединить берега Дуная, удалось побывать три года назад. И на паром, который ходил строго по часам и только до определенного времени, мы едва не опоздали, рискуя заночевать на необжитом берегу под зонтиком от дождя, который у нас с товарищем был один на двоих. "И почему бы тут мост не построить?!" - с облегчением выдохнули мы, когда в последний момент удалось-таки вскочить на аппарель последнего по расписанию парома.