Как рассказала главный специалист-эксперт министерства образования республики Наталья Кузина, в эксперименте участвуют 15 общеобразовательных организаций.
- Участниками школьных служб примирения являются не только педагоги, но и сами дети. Это дает возможность вести диалог по принципу "равный с равным", - пояснила она.
Республиканскую инновационную площадку по развитию школьных служб медиации создали в ижевской гимназии N 83. О том, удается ли мирить детей без участия взрослых, рассказали корреспонденту "РГ" педагоги и школьники.
- Если психолог работает отдельно с каждым человеком, то медиация - это технология, которая в качестве посредника готовит обе стороны конфликта к переговорам, чтобы затем они сами все обсудили и решили, - говорит педагог-психолог, куратор школьной службы медиации в 83-й гимназии Наталия Казарина. - Медиатором может выступать подросток, который прошел специальное обучение. Мы их называем волонтерами.
По ее словам, очень важно привлекать к этому процессу именно сверстников, потому что им дети могут с легкостью рассказать то, чего не скажут взрослым, которые зачастую в конфликте начинают искать виновного.
А для того чтобы школьники знали: кроме кулаков есть множество других способов решить проблемы, с ребятами проводят классные часы, на которых рассказывают о конфликтологии, приводят примеры из жизни и тут же все вместе находят несколько вариантов разрешения мирным путем. Именно после таких классных часов в школьную службу медиации приходят школьники и говорят: я хочу стать медиатором-волонтером.
По словам Наталии Казариной, дети в старших классах очень интересуются психологией. Участвуя в качестве посредника в чужом конфликте, они учатся взаимодействию не только с другими людьми, но и исследуют в том числе себя, свою личность.
Кстати, чтобы стать хорошим медиатором, нужно уметь общаться, устанавливать контакт с человеком, задавать ему вопросы, слушать и, самое главное, управлять ситуацией. Школьникам, конечно, дают при этом инициативную роль, но психолог всегда следит за процессом.
- Первый модуль программы связан с повышением умения общаться, взаимодействовать, а потом мы знакомим ребят с самой технологией медиации, с ее этапами и отрабатываем их, - говорит кандидат психологических наук, доцент института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского госуниверситета Марианна Главатских. - Вся медиация построена на базовых принципах и задачах: обеспечить безопасность процедуры. Для этого вводятся определенные правила. Также на первом этапе стоит задача достижения малых соглашений. Например, когда люди конфликтуют, они иногда даже не разговаривают, не смотрят друг на друга, им кажется, что договориться невозможно. Поэтому, когда они договариваются выполнять какие-то правила во время медиации, это их первый шаг к примирению. На следующих этапах происходит анализ ситуации: что произошло, какие интересы задеты, как участники видят разрешение. Идет обмен этими позициями.
Несмотря на множество вдохновляющих слов, не все в работе службы медиации идет гладко. Дети - участники конфликта сами туда не идут. О ссорах, обидах чаще всего сообщают учителя, волонтеры, очевидцы или одноклассники. Сами приходят лишь те ребята, которым когда-то уже помогли здесь. Бывают и те, что отказываются от помощи совсем.
- У нас культура другая: когда возникают проблемы, не принято обращаться за помощью, - считает Наталия Казарина. - У нас много страхов, боязнь конфликта, поэтому для начала необходима профилактика: создание иной среды разрешения спорных ситуаций. На наш взгляд, минимум половина работы школьной службы медиации - именно профилактика. Мы должны рассказывать о себе, о конфликте, создавать в школе атмосферу мира, нести другое видение ситуации.
Сейчас в школьной службе медиации 83-й гимназии существует свой костяк волонтеров из шести человек - это ученики 8-11-х классов. В прошлом году они разобрали шесть конфликтов. В настоящее время работают над двумя.
- Антон Коновалов, куратор школьных служб примирения в Москве, говорит, что не менее трех случаев в год - это уже работающая служба, - добавила Казарина.
Почему важно при конфликте пойти не к друзьям, а к медиатору? Таким вопросом задаются многие школьники. Дело в том, что друг займет твою позицию или будет советовать поступить так, а не иначе. Медиатор же нейтрален. В конфликте он не должен отдавать предпочтений ни одной из сторон, его задача - постараться понять через переговоры, чего хочет каждая из них.
- Один ситуацию воспринимает как шутку, для другого - это обида и знак, что его, к примеру, не принимают в коллективе, - делится своим опытом медиатора ученик 10-го класса Данил Ашихмин. - Нужно показать им взгляд другой стороны и направить на взаимодействие. Это как педагог, который учит человека в детстве, а потом отправляет его во взрослый мир. Задача - дать основу, а все остальное они сделают сами. На один случай в среднем уходит две-три недели, однако случаются конфликты, которые растягиваются и на полгода. Но решить все равно получается.
По словам Данила, самое сложное в столь нелегком труде - не принять чью-то точку зрения. Для этого их учат разным методикам. Одна из них - отстранение.
- Можно представить, что я смотрю на комнату, в которой мы находимся, как третий наблюдатель, - объясняет подход к конфликту десятиклассник. - Это рефлексия. Каждый раз приходится отвечать на вопрос: что я сейчас делаю, что чувствую, и это помогает мне не присоединиться ни к одной из противоборствующих сторон.
Среди частых случаев, которые разбирают в школьной службе медиации, - истории о том, как, например, мальчик-подросток агрессивно относится к "новенькой" в классе: постоянно прячет портфель, рвет тетради, подговаривает друзей не общаться с девочкой, мешает на уроках и кричит в ухо. Или же драки между мальчиками, возникающие по самым разным причинам, - все, что так часто каждый из нас видел в своей школе.
Однако не все родители готовы доверить ребенка школьной службе медиации. Это признает и психолог, об этом говорят и родители учеников.
Надежда Аверина, мама школьника:
- У меня сын учится во втором классе. Второклассники - еще совсем маленькие дети, но и в этом возрасте случается много конфликтов. То один другому штаны снимает в коридоре, то где-нибудь в очереди в столовой кулаками толкаются или просто один другого обзовет, смотришь, а они уже на полу дерутся. Это происходит почти каждую неделю и не по разу. У нас в школе нет службы медиации, но, если честно, я не считаю, что они будут эффективно работать. Во-первых, медиаторами выступают старшеклассники. Думаю, чтобы помочь маленьким ребятам найти выход из конфликта, они должны иметь хоть какой-то авторитет у ребенка. А если они даже не знакомы?
Во-вторых, невозможно человека за несколько месяцев обучить навыкам медиации. Сейчас с моим ребенком и тем, с кем он что-то не поделил, обычно беседует классный руководитель, школьный психолог, а уже дома я. Мне кажется, этого вполне достаточно.