17.05.2018 16:35
    Поделиться

    В Перми прошел семинар по работе с детьми-инвалидами

    У каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья должен быть шанс выйти в большой мир
    Их называют "особенные дети", "другие", "не такие как все", "требующие индивидуального подхода". Официальный термин, который обобщает все предыдущие, – "дети с ограниченными возможностями здоровья". О медицинских диагнозах в среде родителей таких детей предпочитают не говорить. Они есть, и все. Но не говорить не значит забыть и не замечать. Это значит - жить, исходя из имеющихся возможностей, расширяя эти возможности, помогая другим их увидеть.

    Узнавая друг друга

    Открывшийся в Перми Всероссийский научно-практический семинар "Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия" для специалистов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, ориентирован именно на такую жизненную позицию. На базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета собрались специалисты, работающие с особенными детьми: медики, педагоги, логопеды, дефектологи и, конечно, родители.

    Для них читают лекции и проводят мастер-классы российские ученые, специалисты-практики в области эрготерапии, сенсорной интеграции и сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

    - Мы пригласили к сотрудничеству уникальных специалистов, профессионалов из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Перми, - говорит главный организатор и идейный вдохновитель мероприятия президент Пермской краевой общественной организации защиты прав детей-инвалидов "Счастье жить" Анастасия Гилёва. - Каждый из родителей особенного ребенка старается максимально расширить свои познания в использовании реабилитационных, развивающих практик, новых методик и технологий, которые могут помочь детям жить полной и интересной жизнью. Но мы не специалисты, не ученые и не врачи. Мы можем только поддержать профессионалов, дать им возможность повысить свою квалификацию, а еще узнать о новинках в этой области. И тем самым способствовать более мягкому включению элементов инклюзивного образования в работу обычных школ.

    По словам Анастасии Гилевой, педагоги и даже психологи общеобразовательных школ не всегда знают, как правильно общаться и взаимодействовать с особенным ребенком. В этом и помогают подобные встречи.

    Немаловажная особенность семинара в том, что здесь не ограничиваются лекциями и мастер-классами для специалистов. В программе практические занятия для родителей и детей с особенностями развития.

    Кроме того, в рамках проекта, получившего поддержку Фонда президентских грантов, каждую субботу с мая по сентябрь будут проходить практические занятия по различным техникам, например антигравитационной йоге в гамаках и арт-терапии.

     Просто убрать помехи

    Еще лет десять-пятнадцать назад детьми-инвалидами общество с точки зрения образования не интересовалось. Они были забыты и вычеркнуты из жизни. Нередко вместе с родителями. Сегодня политика государства кардинально изменилась. Каждый ребенок, независимо от диагноза и стадии заболевания, должен получить образовательную услугу. В силу собственных возможностей.

    Для этого необходимы соответствующие условия. Прежде всего специальные программы и продуманно организованное пространство. И если над образовательными программами работают, то с необходимой для учебы средой пока все не так радужно, несмотря на успехи последних лет.

    По мнению учителя-дефектолога из Лысьвы Ирины Шадриной, повсеместно делаются первые, но очень важные шаги к тому, чтобы особенные дети могли учиться наравне с остальными. В этом смысле значимость таких семинаров, как нынешний, трудно переоценить. Тем более что потребность в подобной практике со временем будет только увеличиваться.

    - Число особенных детей растет из года в год, - говорит Ирина Шадрина, опираясь на собственный опыт председателя территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. - В Лысьве за последние два года статистические показатели выросли в два раза. Безусловно, это связано и с более качественной диагностикой. Тем не менее для каждого из таких детей необходимо подобрать индивидуальную образовательную программу. А для нужно очень хорошо знать каждого ребенка и его возможности.

    Между тем мало кто из педагогов обычных школ предполагает, какие усилия требуются, например, детям с синдромом Дауна, чтобы просто сидеть на стуле 20-30 минут.

    - Колоссальные, - утверждает доцент кафедры психологии и педагогики Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, эрготерапевт Мария Мальцева. - Эти усилия отнимают у ребенка энергию и сосредоточенность, которые он мог бы направить на учителя. Интеллектуальный уровень вполне бы позволил ему усвоить новые знания.

    Некоторые проблемы обучаемости таких детей, считает Мария Мальцева, можно решить, не прибегая к лекарственным препаратам и уж точно не ссылаясь на "умственную отсталость". Достаточно детей с нарушением мышечного тонуса усадить не на обычные стулья, а в более удобные кресла с подлокотниками и прорезиненной прокладкой, удерживающей ослабленное тело в фиксированном положении. А ребенку с аутизмом - приладить к парте защитные экраны, позволяющие видеть только учителя и исключающие из обзора посторонних людей. Ведь именно они вызывают у него стресс, с которым он не может справиться.

    В расчете на милость природы

    По утверждениям специалистов, диагнозы "аутизм" и "синдром Дауна" автоматически не означают, что дети необучаемы. У них своя планка возможностей. Но зачастую в обычных школах не замечают достижения гиперактивных или имеющих нарушения речи ребят. Закрывают глаза на их результаты, ставят тройки, переводят из класса в класс, мечтая поскорее избавиться от хлопотного ученика.

    - Сегодня я предложила слушателям обратить внимание на такие базовые понятия, как история развития нервной системы человека, - говорит другой лектор, клинический психолог, сотрудник екатеринбургского нейрологопедического центра "Лалио" Татьяна Криночкина. - Нередко корень проблем с пониманием, чтением, решением задач нужно искать в более простых слоях психики. Плохо читающий ребенок часто отличается от других внешне. Он может быть слишком напряжен и двигаться как деревянный "буратино" либо, наоборот, слишком расслаблен и с трудом удерживать себя на стуле.

    В таком случае, советует Татьяна Криночкина, неплохо вспомнить о природе нервной системы и заняться простыми физическими упражнениями. Напряженного ребенка расслабить, расслабленного - напрячь, неловкого - научить слышать свои руки и ноги. Если делать это систематически, в поведении и обучаемости такого ребенка начнется положительная динамика. На эту милость природы педагоги и родители могут рассчитывать.

    Мнение

    Елена Грацина, участница семинара, мама особенного ребенка:

    - Семинар невероятно полезен. Говорю об этом не только как мама, но и как дефектолог. К этой профессии меня подтолкнуло рождение моей дочери. Назвать то, что делают Анастасия Гилёва и организация "Счастье жить", просто важным значит ничего не сказать. Это колоссальная, неоценимая помощь и родителям, и тем, кто работает с особенными детьми. Как и многие другие, я столкнулась с огромной нехваткой знаний. А подобные встречи - отличный повод их пополнить, узнать, какие практики и наработки уже есть. О таком опыте не прочтешь в Интернете. Взять, скажем, эрготерапию. В России таких специалистов крайне мало, а в Перми нет вообще. Семинар же предоставляет уникальную возможность с ними познакомиться, получить нужную информацию из первых рук. У родителей появляется шанс помочь ребенку максимально адаптироваться в жизни.

    Практические занятия, проведенные специалистами по реабилитационным практикам, вызвали большой интерес слушателей.

    Поделиться