Политик Жан-Пьер Шевенман рассказал об отношениях между ЕС и Россией

Жан-Пьер Шевенман - один из самых уважаемых французских политиков и государственных деятелей. В последние два десятилетия прошлого века возглавлял силовые министерства страны - внутренних дел и обороны, затем был сенатором, а в настоящее время является спецпредставителем правительства Франции по связям с Россией и одновременно руководит фондом стратегических исследований ResPublica. В парижской штаб-квартире фонда с ним беседовал корреспондент "Российской газеты".

Господин Шевенман, вы не только внимательно следите за отношениями между Россией и Францией, а в более широком смысле с Евросоюзом, но и сами принимаете активное участие в их нормализации. В каком, по вашему мнению, они сейчас находятся состоянии? Есть ли положительные сдвиги?

Жан-Пьер Шевенман: То, что россияне - великая европейская нация, есть факт, не требующий доказательств. Народ на востоке континента, который в Средневековье защищал его от татаро-монгольского нашествия и тем спас его. На протяжении истории у России по-разному складывались отношения с соседями. Порой конфликтные, как, к примеру, с Польшей или со Швецией, которая господствовала над севером Европы и Балтийским морем. Начиная с ХVIII века при Петре Первом Россия утвердилась в Европе как мощная держава. Ваша страна ныне - один из главных игроков как на европейской сцене, так и на мировой. Постоянный член Совета Безопасности, как, кстати, и Франция, а это накладывает на наши страны общие обязательства. После распада СССР между Россией и Европой сложилось стратегическое партнерство, и я могу только сожалеть, что оно было нарушено в 2014 году в результате украинского кризиса. Если откровенно, то и до этого были нерешенные вопросы. Они касались таких областей, как визовый режим, энергетика.

И конечно, до конца не было ясно, каким должен был быть статус Украины. США хотели, чтобы она вошла в НАТО. Однако Франция и Германия в 2008 году сделали все, чтобы этого не произошло. Я думаю, что и проект ЕС "Восточное партнерство" в том виде, в котором он был согласован в 2009 году, предполагал нечто подобное. На мой взгляд, украинский кризис стал результатом ряда ошибок. В то время, как в России майдан восприняли как государственный переворот, направленный против законно избранного президента, во Франции, Германии, других странах Западной Европы не придали должного значения событиям на Украине. Потому что главные действующие лица были в других местах. Достаточно было приглядеться к тем персоналиям, которые вдохновляли майдан, чтобы понять: операция была задумана американской администрацией и поддержана рядом восточноевропейских государств с целью поссорить Украину с Россией.

Европе следует оздоровить отношения с Россией - это отвечает ее интересам

Последовавшие за этим события, включая присоединение Крыма к Российской Федерации, привели к обострению отношений, санкциям, введенным против Москвы, и ответным действиям с ее стороны. Тем самым связям между Россией и Европой был нанесен ущерб, однако прочный фундамент, на котором они базируются, затронут не был. Французские компании, к примеру, не только остались в вашей стране, но и продолжают развивать деятельность, вкладывают свои капиталы. Они участвуют, в частности, в крупных промышленных проектах, таких как "Ямал СПГ". "Нормандский формат" также был задуман как механизм нормализации наших отношений. Крайне важно, чтобы минские договоренности были воплощены в жизнь. Я знаю, что многие препятствия на этом пути созданы Киевом. Он отказывается от конституционной реформы, закона о децентрализации, который позволил бы провести местные выборы в восточных районах Украины.

Тем не менее я думаю, что такой закон может быть все-таки принят, а местные выборы проведены, если все это увязать, допустим, с миротворческой миссией ООН в Донбассе. Миротворцы могли бы обеспечить безопасность представителей ОБСЕ, призванных контролировать ход выборов на основе этого закона, предусматривающего также ряд гарантий жителям Донбасса, в том числе в области культуры, образования. В итоге, как мне представляется, обстановка в том районе могла бы стабилизироваться. В любом случае этого хочет Франция. В этом плане недавние переговоры между французским президентом Эмманюэлем Макроном и его российским коллегой Владимиром Путиным были в высшей степени полезными. Они позволили обменяться мнениями по многим вопросам и рассеять ряд недопониманий.

 Думаю, все это даст нам возможность продвинуться вперед в ближайшие месяцы, с тем чтобы минские договоренности, в конце концов, реализовались в искомом объеме. И тогда откроется дорога для отмены санкций.

Как я понимаю, Франция решительно настроена развязать этот узел. Еще до визита в Россию Эмманюэль Макрон говорил о желании "сблизить Европу с Россией", что подтвердил в ходе встречи на высшем уровне в Санкт-Петербурге и участия в экономическом форуме.

Жан-Пьер Шевенман: Это так. Замечу, что первый шаг в этом направлении им был сделан, когда в конце мая прошлого года Макрон пригласил Владимира Путина в Версаль. Кстати, уже тогда наш президент высказался за совместный поиск решения ряда международных проблем, в частности, сирийской. В Санкт-Петербурге было решено создать механизм по координации действий группы Астана, куда входят Россия, Турция, Иран, Сирия, и так называемой "малой группы", которая объединяет США, Францию, Великобританию, Германию, Иорданию и Саудовскую Аравию. Если его запустить, то станет реальным принципиальное политическое решение кризиса, а если конкретно, то это сохранность Сирии в ее исконных государственных границах, признание культурной автономии ряда районов страны без ущерба светскому характеру государства как такового и, конечно, определенная демилитаризация с тем, чтобы Сирия больше не превращалась в поле военного противостояния между шиитами и суннитами Ближнего и Среднего Востока.

Вы упомянули санкции. Надо сказать, что во многих европейских странах, таких как Австрия, Греция, Италия, Венгрия, и в ряде других на государственном уровне все громче звучат голоса за отмену направленных против России ограничительных мер. Когда, как вы думаете, им будет положен конец?

Жан-Пьер Шевенман: Повторюсь: это произойдет, как я считаю, как только будут претворены в жизнь минские соглашения. Поэтому надо разрешить ситуацию в Донбассе таким образом, чтобы были обеспечены законные права тамошнего населения, чтобы Украина сохранила свою территориальную целостность и чтобы на западной границе России не было района "замороженного конфликта", и это, естественно, отвечает ее интересам. Такой ход событий выгоден и Европе особенно сейчас, когда американский президент Дональд Трамп денонсировал ядерное соглашение с Ираном и объявил о введении экстерриториальных санкций против европейских компаний, которые посмеют иметь дело с Тегераном. Тем самым нарушают наш суверенитет, чего мы не намерены терпеть. Из этого следует, что Европе сейчас следует оздоровить отношения с Россией, что отвечает и ее интересам.

Таким образом, можно считать, что это еще одно "окно возможностей" для сближения России с ЕС. Ведь мы в целом одинаково оцениваем демарш Вашингтона в отношении Тегерана. Как вы думаете, к чему может привести трансатлантическое противостояние в торговой области?

Жан-Пьер Шевенман: Пока ответная реакция на американское решение поднять налоги на сталь и алюминий из Евросоюза не так уж и сильна. ЕС ввел пошлины на американские товары стоимостью в 2,8 миллиарда евро в то время, как европейский экспорт в США, которого коснулись таможенные меры, составляет сумму в 6,4 миллиарда евро, то есть в два с лишним раза больше. Боле того, Дональд Трамп уже объявил о намерении ввести повышенные пошлины на европейские автомобили, а это уже сотни миллиардов евро. Можно предположить, что такой курс будет продолжен.

Сможет ли Европа отреагировать на американский прессинг и занять твердую позицию?

Жан-Пьер Шевенман: Вопрос открытый. Однако я полагаю, что несколько стран в состоянии принять сильное политическое решение. Среди них должны оказаться Франция и Германия, а также, скорее всего, Италия, да и некоторые другие не останутся в стороне, что должно обеспечить большинство в ЕС. Это позволит воплотить в жизнь минские договоренности и приведет к снятию санкций против России. Думаю, на Украине понимают, каковы ставки в этом деле.

Как вам видится архитектура европейской безопасности? Ведь прежний формат явно пробуксовывает, а нового пока нет.

 Жан-Пьер Шевенман: Я был министром обороны Франции, когда в Европе обсуждались рамки обычных вооруженных сил. С тех пор произошли изменения, и надо было бы снова вернуться к этому вопросу, чтобы равновесие сил в этой области сохранялось. Насколько мне известно, оборонный бюджет России соотносим с расходами на оборону Франции, Германии.

…И в десять с лишним раз меньше, чем у США.

Жан-Пьер Шевенман: Россия располагает ядерным оружием, но и Франция с Англией им обладают. В любом случае ни мы, ни Россия не собираемся друг с другом воевать. Эта эпоха, к счастью, осталась в прошлом. Нужна нормализация. Желательно, чтобы Украина получила нейтральный статус наподобие австрийского. Ведь всем ясно, что России гипотетическое продвижение НАТО далее на Восток неприемлемо. Для этого, к примеру, все страны, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН, могли бы дать Украине соответствующие международные гарантии.

Может быть, стоит провести общеевропейскую конференцию по безопасности, что, кстати, в 2009 году предлагал тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"