Выручка ресторанов и кафе в центре Москвы во время проведения чемпионата мира по футболу выросла в два-три раза и держится на стабильно высоком уровне. Об этом сегодня рассказал журналистам замруководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства столицы Эмиль Петросян.
По его словам, туристический поток благодаря футбольному первенству увеличился на 10 процентов и, по прогнозам, за все время ЧМ составит два миллиона человек. Разумеется, все туристы становятся частью московской экономики - заходят в магазины и рестораны, покупают сувениры, пользуются транспортом и живут в отелях.
"Тысячи фанатов отсчитывали дни до начала мундиаля и конечно же это событие ждал московский бизнес, - отметил Петросян. - Более 850 тысяч субъектов малого бизнеса, половина из которых работает в сфере торговли и услуг, активно готовились к встрече гостей и туристов из разных городов и стран".
Ожидания оправдались сполна - кафе и рестораны в центре столицы, к примеру, не пустуют даже поздними вечерами и по утрам. По оценке Петросяна, их выручка выросла в два-три раза, подтверждают такие цифры и сами рестораторы. Корреспондент "РГ" обошел несколько кафе в центре, и везде подтвердили - число гостей выросло в разы. В кафе напротив пресс-центра ЧМ на Большой Дмитровке, к примеру, больше всего туристов бывает из Латинской Америки: Аргентины, Мексики, Чили и других стран.
"Я хорошо говорю по-испански, поэтому у меня уже появились постоянные клиенты из числа болельщиков, которые приходят регулярно, - рассказывает официант Мария Максименко. - Заказывают самые разные блюда, совсем не обязательно русской кухни. Часто просят подсказать, что лучше выбрать".
В ресторанах на Никольской улице, которая стала главным местом встречи болельщиков, тоже отмечают рост выручки - в некоторых говорят, что она выросла сразу в четыре раза. "К большому наплыву гостей нам не привыкать - в новогоднюю ночь, например, их бывает даже больше, чем сейчас, - делится администратор местной кофейни Алексей. - Но сейчас особенно много иностранцев - в основном они приходят по утрам и вечерам, днем поток немного спадает".
Проблем с коммуникациями у иностранцев практически не возникает - сотрудники кафе и ресторанов в центре города уже давно привыкли к туристам, перевели меню на английский, а официантов предпочитают набирать с минимальным знанием иностранных языков.
Кроме того, городские власти в преддверии ЧМ провели для бизнесменов серию мероприятий, где обучали их английскому языку, рассказывали о предпочтениях иностранцев при выборе ресторанов и отелей и многом другом. "Важным проектом стало обучение барменов, официантов, администраторов, таксистов, представителей малого бизнеса иностранным языкам, - говорит Петросян. - Использовали очную и заочную формы, проводили вебинары". В общей сложности, по его словам, своих сотрудников на обучение отправили более 400 компаний.
Выиграла от проведения ЧМ и промышленность - вместе с продажей вырос объем производства самых разных товаров: от пива до сувениров. Насколько именно поднялся спрос на отдельные товары, власти пока не подсчитали, но уже знают, что цифры существенные. В ресторанах соглашаются - болельщики пробуют российское пиво, часто заказывают чай и кофе, в жаркие дни отдают предпочтение сокам и лимонадам. Очереди выстраиваются и в сувенирные павильоны, а также магазины одежды.