Кровавый четверг: "Дядя Сэм" - лучший фильм про 4 июля
Снял "Дядю Сэма" Уильям Лустиг, деятель, известный любителям жанрового кино благодаря как минимум двум вещам. Первая - его первая и лучшая работа "Маньяк" 1980 года, получившая в 2012-м ремейк от самого Александра Ажа с Элайджей Вудом в главной роли. Вторая - замечательная трилогия "Маньяк-полицейский" с Брюсом Кэмпбеллом, которую тоже все собираются реанимировать, и вроде бы даже при поддержке Николаса Виндинга Рефна, но что-то воз и ныне там.
Еще одно громкое имя в списке создателей "Дяди Сэма" - сценарист Ларри Коэн, фигура поистине выдающаяся. Его авторству принадлежат некоторые эпизоды "Коломбо" и отдельные телевизионные ленты про того же героя, а кроме того - трилогия "Оно живое", восхитительная "Вкусная дрянь", "Злая мачеха" (не самая славная, зато самая последняя роль легендарной Бетт Дэвис, между прочим) и многое другое, включая упомянутого "Маньяка-полицейского".
Если хотя бы что-то из перечисленного (ну, кроме "Коломбо") вы видели, то сюжет "Дяди Сэма" вас вряд ли сильно удивит. Он такой же дикий и странный, как в большинстве остальных картин Лустига/Коэна.
Сэм Харпер - ветеран войны в Персидском заливе, погибший во время операции "Буря в пустыне". Его тело посылают на родину семье, которая не то чтобы сильно огорчена: при жизни покойный был жестоким и буйным, практиковал рукоприкладство. Однако племянник его, девятилетний Джоди, мнения большинства не разделяет, видя в дяде Сэме исключительно героя.
Гроб доставляют аккурат к Дню независимости. Весь город занят приготовлением к гуляниям, и никто не замечает, как Сэм Харпер восстает из мертвых (даже не вздумайте спросить, почему), надевает на себя карнавальный костюм Дяди Сэма (да, дядя Сэм в костюме Дяди Сэма!) и принимается беспощадно убивать тех, кто недостаточно, по его мнению, патриотично себя ведет - оскверняет могилы или неподобающим образом исполняет гимн, - разнообразными способами и предметами. А в конце очень долго и красиво горит. Это вообще фирменный знак Лустига, начиная с "Маньяка-полицейского 2": долго и красиво горящие люди. Как ракурс из багажника у Тарантино. Только, согласитесь, покруче.
Вы только вдумайтесь, на скольких уровнях эта оригинальная, но незамысловатая, казалось бы, история работает: тут и антивоенная сатира, и изящно завуалированная тема посттравматического синдрома, и такой немаловажный вопрос поднимается, как правильное патриотическое воспитание, и, наконец, Дядя Сэм, кромсающий отмечающих свой главный праздник американцев. По-хорошему этот фильм должны показывать в Штатах ежегодно, как у нас "Иронию судьбы" на Новый год. Но нет, наверняка благополучно забыли, неблагодарные.
Так вспомним же хотя бы мы с вами.