11.07.2018 20:18
    Поделиться

    Перевозчики Урала ополчились против сервисов для попутчиков

    Уральские перевозчики ополчились против сервисов для попутчиков
    Сервисы поиска попутчиков набирают популярность. Сегодня на самом известном таком сайте зарегистрировано 15 миллионов пользователей, и, по данным руководства компании, число участников виртуального сообщества водителей и пассажиров увеличивается каждый год в полтора раза. Однако, как оказалось, далеко не всех это радует.

    Скинемся на заправку

    Идея проста и понятна: водитель ищет пассажира, чтобы разделить с ним расходы на топливо. И чем дороже бензин, тем охотнее ты готов поступиться комфортом одинокой поездки в своем уютном автомобильчике. Приятно осознавать, к примеру, что дорога на работу из Заречного в Екатеринбург обойдется не в 250 рублей, а вдвое дешевле. Попутчику тоже удобно: поездка на автомобиле, как правило, стоит даже меньше, чем билет на автобус, а уровень комфорта несравнимо выше.

    Но не все так радужно, как пытаются представить владельцы сервисов на своих рекламных плакатах. Бывает, водитель опаздывает или вовсе отменяет поездку в последний момент. Или наберет полную машину народу, так что в салоне нечем дышать. Автомобиль может оказаться таким, что, сев в него, всю дорогу боишься, как бы на очередной яме у него не отвалилось колесо. А если сам берешь попутчиков, никто не гарантирует, что они окажутся воспитанными и уравновешенными людьми. Иные садятся в машину в сильном похмелье, другие начинают советовать тебе, как управлять машиной, или, что еще хуже, вести нескончаемые и отвлекающие водителя беседы по телефону.

    Сервис для "серых"

    Но если для потенциальных попутчиков такое партнерство - все-таки благо, то для индивидуальных предпринимателей, работающих на регулярных автобусных рейсах, - абсолютное и бесспорное зло.

    - Эти сервисы "вышибли" у нас самые выгодные утренние и вечерние рейсы. А днем ведь толком никто не ездит, но нам все равно приходится гонять автобусы. По идее, выгода от утренних и вечерних рейсов должна компенсировать провал в дневные часы. Но сейчас этого нет. Наши рейсы в Екатеринбург и Белоярский не субсидируются, и, если так пойдет дальше, нам придется их закрыть, - говорит перевозчик из Заречного Михаил Шиф.

    Эксперты предрекают: нелегалы дождутся, пока регулярные перевозчики вынуждены будут уйти с рынка, и тогда установят монопольно высокие цены на свои услуги

    По поводу этой ситуации очень эмоционально высказывается директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук. По ее словам, за личиной обычных водителей, которые едут куда-то по своим делам и просто берут попутчиков в дорогу, часто скрываются недобросовестные предприниматели, работающие без лицензии. Они порой водят не обычные легковушки, а минивэны или даже полногабаритные автобусы, и берут за свои услуги те же деньги, что и регулярные перевозчики, или лишь чуть меньше.

    - На сайтах поиска попутчиков или билетов на автобусы бок о бок соседствуют два вида объявлений: одни действительно от тех, кто просто едет по своим делам и хочет немного сэкономить, а другие - от "бомбил", нашедших способ рекламировать нелегальные перевозки. Отличить одних от других не составляет труда. Первые предлагают два-три места по цене, не покрывающей даже цену топлива, вторые - уже 8-10 мест по полной стоимости билета на автобус. И если с первыми мы скорее всего ничего не сможем сделать, они так или иначе заберут себе какую-то небольшую долю пассажиропотока, то со вторыми нужно бороться. Они создают реальную угрозу всей системе регулярных автобусных перевозок, - говорит Саранчук.

    Информационные сервисы обеспечивают нелегальным перевозчикам полную свободу действий. Они вольны выбирать время и место отправления, но не обязаны ездить регулярно. Не набрал полный салон пассажиров - можешь вернуть деньги тем, кто пришел, и отменить рейс. Никто не заставит ездить в далекие деревни на три двора. Никто не потребует соответствия жестким нормам безопасности. Как следствие, из-за сниженных издержек они могут позволить себе ценовой демпинг, чем и пользуются весьма активно. Саранчук предрекает: они дождутся, пока регулярные перевозчики вынуждены будут уйти с рынка, и тогда установят монопольно высокие цены на свои услуги.

    Подобная ситуация и в других регионах. Так, в Краснодарском крае, по данным руководителя центра правовой поддержки ассоциации "Региональный автотранспортный союз" Алексея Дынько, деятельность ресурса BlaBlaCar с 2014 года привела к 70-процентному уменьшению пассажиропотока на автобусных маршрутах. На Урале пока не так, но перевозчики опасаются, что это лишь вопрос времени.

    Неполноценный закон не защищает

    Самое плохое в этой ситуации то, что недобросовестные дельцы никаких писаных норм не нарушают. Их отношения с пассажирами узаконены договором фрахтования, в соответствии с которым частное лицо имеет право занять транспортное средство целиком или частично. "Кликая" кнопку "забронировать поездку" человек автоматически "подписывает" договор. После этого предъявить какие-то законные претензии к перевозчику его конкуренты или органы власти уже не могут.

    - Единственный выход - реформа законодательства о перевозках. Во-первых, нужно разделить понятия "совместные" и "заказные" поездки. Во-вторых, установить порядок работы информационных систем с теми, кто зарабатывает на последних. В-третьих, обязать заказных перевозчиков следовать тем же требованиям транспортной безопасности, которые предписано соблюдать предпринимателям, работающим на регулярных рейсах, - говорит Лилия Саранчук.

    Интересно, что если она принципиально готова смириться с существованием водителей, берущих попутчиков ради экономии на бензине, то ее коллега Станислав Новичихин, президент Союза "Челябоблавтотранс", считает, что нужно либо вовсе запретить эту деятельность, либо заставить ее лицензировать.

    - Мы не против конкуренции, но на равных: пусть получают лицензии и оказывают услуги такси. Мы сделали срез: некоторые машины дважды в день идут из Челябинска в Екатеринбург и обратно. Трудно представить, что кто-то по своим делам станет так ездить. Я считаю, что это все прикрытие "серого" бизнеса. Почему я должен платить налоги и работать в таких жестких условиях, а они нет? - возмущается он.

    Челябинские перевозчики, по словам Новичихина, пытаются подстроиться под нынешние условия. Они уже заключили соглашение с платформой "Яндекс. Автобус" о том, что будут размещать там информацию о своих рейсах с возможностью купить билеты онлайн в обмен на то, что ресурс не станет сотрудничать с заказными перевозчиками. Примерно о том же хотят договориться с сервисом BlaBlaCar.

    - Они должны следить, чтобы один и тот же водитель не предлагал поездку чаще двух-трех раз в месяц, а если он делает это, то должен предоставить лицензию такси. Мы считаем, что так будет справедливо, - заявил Новичихин корреспонденту "РГ".

    Замминистра транспорта и дорожного строительства Свердловской области Дмитрий Брусянин предлагает издать нормативно-правовой акт, устанавливающий запрет на отправление одного и того же транспортного средства по заказу трех и более человек из одного и того же места более трех раз в месяц. Лилия Саранчук возражает: идея изначально мертворожденная, ничто не помешает перевозчику всякий раз менять место отправления, он ведь не обязан стартовать от автовокзала. Других идей о том, как урегулировать ситуацию, у региональных чиновников пока нет.

    Хотели как лучше

    Представители самих интернет-сервисов настаивают на том, что совместные поездки несут только благо: сокращается количество автомобилей на дорогах, уменьшаются объемы выброса выхлопных газов, население становится более мобильным, развивается внутренний туризм и рынок общепита. По словам Алексея Лазоренко, руководителя BlaBlaCar в России и на Украине, сотрудники компании пристально следят за тем, чтобы простые водители не завышали цены на свои услуги и не ездили одной и той же дорогой слишком часто, а перевозчики, имеющие коммерческие аккаунты, строго соблюдали все требования закона. Но даже самое последовательное исполнение несовершенного закона не сделает ситуацию на рынке более справедливой. Система нуждается в реформировании, это ясно всем, осталось лишь договориться о правилах игры.

    - Совместные поездки приобретают такую популярность, потому что они удобны для простых людей. Признание этого понятия на законодательном уровне в России - вопрос времени, потому что сопротивляться технологическому прогрессу бесполезно и контрпродуктивно. Все что нужно - начать данную деятельность правильно регулировать. Это понимают все: и мы, и перевозчики, и правительство, - заявил Лазоренко.

    Кстати

    А вот в Беларуси чиновники решили прибегнуть к кардинальным мерам и полностью запретить водителям брать в дорогу попутчиков за деньги. Министерство по налогам и сборам республики считает их предпринимателями, работающими без государственной регистрации. Их отыскивают по номерам телефонов и приглашают на беседу в налоговую службу. Иногда инспекторы сами заказывают поездку под видом попутчиков. Тем водителям, кто не отказался от идеи сэкономить на бензине после первого предупреждения, грозит крупный штраф и даже конфискация автомобиля.

    Поделиться