17.07.2018 19:03
    Поделиться

    Свой день рождения отмечает английский сатирический журнал "Панч"

    "РГ" предлагает отвлечься от проблем насущных и порассуждать о сходствах, а, скорее, все же различиях российских и английских сатирических журналов, окунуться в историю журналистики. Поводом для подобного лонгрида стал день рождения некогда популярнейшего английского издания этого жанра - журнала "Punch".

    17 июля вышел первый номер журнала с хлестким - в прямом смысле - названием "Панч" (Punch). В этом году издание отметило бы хоть и не круглую дату, но все же день рождения: ему исполнилось бы 177 лет. Еженедельный сатирический журнал выходил с 1841 года и даже отпраздновал 150-летний юбилей, однако праздничный 7888-й номер (1992) так и остался последним. Самое влиятельное сатирическое издание 1840-х - 50-х годов угасло, будучи на пороге уже XXI века.

    Вскоре после закрытия, в 1996 году, его попытался возродить египетский предприниматель Мохамед аль-Файед, и, по большому счету, попытки эти провалились - просуществовав восемь лет, "Панч" окончательно канул в лету, но перед этим принес новому владельцу убыток в 16 миллионов фунтов стерлингов.

    В 1996 году шеф отдела по связям с общественностью "возрожденного "Панча" Майкл Коулз рассказывал: "Помимо известности в литературных и политических кругах, Punch - это одна из самых знаменитых торговых марок Британии, вполне сравнимая по известности в мире с Ritz или Rolls-Royce".

    "Панч" был эталоном едкой сатиры, которая со временем, увы, потеряла свою силу. Сначала журнал назывался "Лондонский шаривари" ("шаривари" - шум, гам, кошачий концерт) - так его создатели Генри Мэйхью и гравер Эбенезер Ланделлс хотели показать, что они ориентируются на популярный во Франции сатирический журнал с одноименным названием Le Charivari. Первыми редакторами стали сам Мэйхью и драматург Марк Лемон. Чуть позже они решили подчеркнуть самостоятельность и обособленность своего журнала от французского и обратились к сатирическому кукольному персонажу Панчу (герою английского народного театра, вроде нашего Петрушки), который стал регулярно появляться на обложке аж до закрытия журнала.

    С изданием регулярно сотрудничали художники Майлз Фостер, Джон Тенниел и Этель Рид - эта команда вскоре стала называться "Братство Панча". Росту популярности "Панча" поспособствовало появление в нем нового художественного жанра - карикатур, которые, кстати, до сих пор перепечатываются многими изданиями.

    С литературной точки зрения журнал интересен тем, что в нем появлялись масштабные художественные произведения: в "Панче" был впервые напечатали роман Теккерея "Ярмарка тщеславия". На страницах журнала он выходил с января 1847 по июль 1848 года. Роман иллюстрировал сам автор. С каждым новым выпуском интерес читателей увеличивался, и уже к последним главам "Ярмарки тщеславия" Теккерей подошел будучи широко известным писателем. В "Панче" также публиковались Алан Александр Милн, который впоследствии стал помощником редактора, и постоянный сотрудник издания Дж.К.Джером. Именитые авторы не только литературно наполняли журнал, но и работали над "огранкой" английского юмора, жанрами смешных нелепостей и устных оговорок. "Панч" пользовался особой популярностью у Элизабет Баррет, Роберта Браунинга, Томаса Карлайла, Эдварда Фицджеральда, Шарлотты Бронте, королевы Виктории.

    Тиражи журнала достигли максимума в 1940-х годах, а потом начали снижаться. К сожалению, в XXI веке возродить былую славу так и не удалось. Пожалуй, в этом контексте было бы уместно порассуждать немного о истории сатирических изданий и в России. Например, они появились в Англии в начале XVIII века, в то время как отечественная журналистика только начала зарождаться благодаря Петру I и его газете "Ведомости". Классическими английскими примерами сатирических журналов называют издания Дж. Аддисона и Р. Стиля "The Tatler", "The Spectator" и "The Guardian".

    От англичан русские сатирические издания отстали на полвека: в 1769 году появилась "Всякая всячина", потом "И то, и сё", "Трутень". Принципиальное отличие английской и отечественной сатирической журналистики лежит в разнообразии зарубежных материалов и однобокости наших, и эти тенденции не ограничиваются только XVIII веком. Однако анализ полемического безобразия стоит начать как раз с этого периода.

    Например, рассмотрим упорную борьбу Екатерины Великой и Николая Новикова на страницах их журналов - политические дебаты, заключенные в форму эссе и читательских писем. Императрица издавала "Всякую всячину", на страницах которой выступала за обличение недостатков государственного строя и пороков, но, разумеется, не конкретных лиц. Исследователь В.Ф. Солнцев еще в 1892 году отметил особое влияние журнала "The Spectator" на публицистическое творчество Екатерины II - из английского издания она позаимствовала несколько статей для "Всякой всячины". В свою очередь, императрице отвечал настойчивый Николай Новиков, выпускавший одно издание за другим (разумеется, преждевременно закрытым). Первое из них, "Трутень" - которому надо отдать должное: он не ограничивался одной формой сочинений - продержался почти год. Все это время он протестовал против злоупотреблений помещичьей властью, выступал против "Всякой всячины" и подтрунивал над ней, объявив таким образом войну Екатерине II.

    И, кажется, в этой борьбе победила все же императрица: над Новиковым начался судебный процесс, однако обвинения касались не его журналисткой деятельности, а масонской (хотя это вовсе не было запрещено) - его уличили "в "гнусном расколе", в корыстных обманах, в деятельности масонской, в сношениях с герцогом брауншвейгским и другими иностранцами". Суд приговорил Новикова к заточению в Шлиссельбургской крепости, откуда герой вышел только после смерти императрицы. В XIX веке сатирические издания стали более популярны у российского читателя, появилось множество новых журналов. Их расцвет пришелся на середину столетия. Лучшим сатирическим журналом той поры была революционно-демократическая "Искра" В. Курочкина и Н. Степанова. Она издавалась на протяжении пятнадцати лет, став популярной с первого номера. Авторы писали о насущных проблемах, обличали чиновничий аппарат. Все это занимало большее место в журнале, чем литературные произведения. В "Искре" главным в 1859-1860 гг., стала острая социальная сатира, беспощадное обличение крепостничества.

    А если обратиться к тому же "Панчу", можно заметить, что раздел политики занимал достаточно скромное место по сравнению с искусством, спортом, модой. Но это не значит, что редакторы обходили стороной социально-значимые проблемы, например, писали и о жизни английского общества во времена Крымской войны.

    У "Искры" сформировалась широкая сеть корреспондентов, деятельности которых мешала цензура. Куда же без нее в царской России? Этим, кстати, наша пресса значительно отличалась от английской. Прогрессивные тенденции проявлялись также в "Гудке" (под редакцией Д. Минаева) и "Будильнике" (при Н. Степанове). В последнем, кстати, было много развлекательного материала по сравнению с "Искрой" и "Гудком". Появилось девять номеров "Свистка" - сатирического отдела "Современника" - под редакцией Добролюбова, который насмехался над "рутинистами" - приверженцами старого и прогрессистами - сторонниками нового, которого они не поняли. Писал под псевдонимами "Конрад Лилиеншвагер", поэт "Яков Хам", юное дарование "Аполлон Капелькин". В отделе сотрудничали Некрасов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин, Козьма Прутков (Братья Жемчужниковы и А.К. Толстой). Как раз в это время в Англии набрал свою популярность "Панч". На следующий этап развития отечественные сатирические журналы вышли в ХХ веке, где их застала революция и смешала дальнейшие планы.

    После этого журналистика возрождалась и довольно болезненно приспосабливалась к новым реалиям, во главе которых с 1922 года стоял Главлит. Об этом новом, советском этапе, полном новых особенностей, можно долго рассуждать и писать целые монографии. Сравнивать его с английским тоже можно бесконечно долго. Может быть, поводом для этого станет чей-то очередной день рождения.

    Поделиться