20.07.2018 17:00
Поделиться

Сериал на выходные: "Кобра Кай" - карате-пацаны тридцать лет спустя

В 1984 году вышел фильм "Карате-пацан", характерное порождение той чудесной эпохи, спортивная драма для детей и юношества. Суть там вкратце такова: чернявый американский парубок Дэниел ЛаРуссо (Ральф Маччио) попадает в новую школу и становится мишенью для местных задир из секции карате "Кобра Кай", но благодаря пожилому сэнсэю овладевает навыками раздачи тумаков и в финале чемпионата побеждает главного забияку Джонни Лоуренса (Уильям Забка).

Фильм стал громадным хитом, окупившись в домашнем прокате более 10 раз, и даже получил номинацию на "Оскар".

Естественно, не обошлось без сиквелов. Первый - не менее успешный, но далее франшиза уверенно пошла под откос: триквел уже претендовал не на "Оскар", а на "Золотую малину" - в пяти категориях, ну а четвертая часть прикончила серию контрольным в голову.

В 2010-м вышел ремейк с Джеки Чаном в роли сэнсэя и сыном Уилла Смита в роли пацана, тепло принятый зрителями и критикой. У ремейка тоже планировался сиквел, но как-то не задалось. Зато в 2013 году с совершенно неожиданной стороны поднялся ветер, разогнавший новую волну интереса к "Карате-пацану".

В восьмом сезоне популярного ситкома "Как я встретил вашу маму" выяснилось, что один из его персонажей, величайший ловелас современности Барни Стинсон, всегда полагал титульным персонажем "Карате-пацана" не ЛаРуссо, а Джонни Лоуренса. Последний, по мнению Барни, дошел до заветного финала путем усердного труда и многолетних тренировок, но какой-то жалкий выскочка в итоге одолел его нечестным приемом.

Оригинальный взгляд на знакомую историю многим пришелся по душе и в итоге получил воплощение спустя еще пять лет, когда на YouTube Red стартовал сериал "Кобра Кай", придуманный командой из трех человек: создателей "Гарольда и Кумара" Джона Харвитца и Хейдена Шлоссберга, а также Джоша Хилда, автора другой взрослой комедии "Машина времени в джакузи".

После событий "Карате-пацана" минуло тридцать лет. Дэниел ЛаРуссо - немало преуспевающий бизнесмен, владелец конторы по продаже автомобилей, счастливо женатый на мудрой красивой женщине и имеющий от нее умницу дочку. Джонни Лоуренс же обитает в вонючей дыре среди гор пустых бутылок и вкалывает на не самой престижной работе. Однажды, устав прозябать, он решает на деньги отца вернуться к тому единственному, в чем он хорош, и открыть свое додзё. Под той самой вывеской "Кобра Кай".

А ЛаРуссо до сих пор от одних этих слов воротит, как от запаха водки при похмелье. Никак не дают покоя ему воспоминания о кобракаевцах, которые его когда-то мучили и били. Тогда как у Лоуренса своя версия той истории, и в ней ЛаРуссо - никакая не жертва, а самый настоящий подлый гад.

Лоуренс находит первого ученика - хлюпика Мигеля, побиваемого на регулярной основе сверстниками. Он учит его драться, а заодно прививает ему философию, впитанную когда-то им самим: бей первым, бей сильно, врага не жалей. Педагогическая методика Лоуренса, очень нестандартная и чересчур, как кажется, жестокая, срабатывает. Мигель знатно отоваривает главную звезду школы и заводит отношения с девушкой. Дочерью ЛаРуссо.

Вскоре, купившись на такую рекламу, за Мигелем подтягиваются остальные изгои и на глазах превращаются из сопляков в уверенные в себе личности. А между тем ЛаРуссо случайно знакомится с Робби, оболтусом, хулиганом и начинающим бандитом - сыном Джонни Лоуренса, и, не подозревая о его происхождении, берет над ним шефство. Робби, в свою очередь, испытывает к родителю что-то среднее между презрением и ненавистью и обретает в ЛаРуссо нечто большее, чем просто наставника. Постигая его боевой стиль и философию, куда более миролюбивую, он избавляется от дурной компании и меняется в лучшую сторону.

Расклад вырисовывается точно такой же, как тридцать лет назад. Впереди опять соревнования, и лучший ученик "Кобры Кай" опять столкнется с безвестным одиночкой. Только здесь уже результат не столь предсказуем. Потому что это в мейнстримовых фильмах 80-х бывают плохие ребята и хорошие, а в жизни все несколько сложнее.

Джонни Лоуренса сделали злодеем в глазах Дэниела ЛаРуссо объективные обстоятельства - как и наоборот. Кредо их кардинально различны, однако нельзя утверждать, что одно верно, а другое нет. В конце концов, оба приносят видимую пользу. Им бы посидеть, поговорить по душам, все спокойно обсудить - глядишь и нашли бы взаимопонимание. Подружились бы, чем черт не шутит.

Примерно так все и происходит, но - снова обстоятельства. Да и драмы бы тогда не получилась. А драма в "Кобра Кай" что надо, абсолютно точно одна из лучших на малых экранах в этом году. Изрядно прибавивших в объеме персонажей Маччио и Забки колбасит из стороны в сторону, подбрасывает, крутит и выворачивает наизнанку. Хотя казалось бы: взрослые мужики, а все конечностями машут. Но не про карате же сериал. Совсем. А про то, что герой и злодей - один и тот же человек в зависимости от обстоятельств и точки зрения.