Эмир Кустурица предрек смерть полнометражному кино
Знаменитый югославский и сербский режиссер Эмир Кустурица поделился в интервью ТАСС своим видением будущего того искусства, которому он посвятил большую часть своей жизни. По его мнению, кинематограф как таковой продолжит свое существование, но формат этого явления и способы ознакомления публики с новыми работами станет иным - кинотеатры уйдут в прошлое, а полнометражные фильмы уступят место сериалам, которые за редким исключением смотрят дома.
При этом, по словам Кустурицы, не следует ждать окончательного стирания границ между жанрами. Они останутся: будет и фантасмагория, и реализм, но форма просмотра изменится безвозвратно. Режиссер также отметил, что часть изменений происходит на наших глазах, пусть они не так уж заметны на первый взгляд.
Кустурица наблюдает за тем, как меняется фокус оценки на кинофестивалях - они прославляют не автора, а проект. Говоря об этом, он упомянул о своем ежегодном фестивале кино и музыки, который проходит в отстроенной им деревне Дрвенград. Подобные мероприятия, где показывается авторское кино, как ему кажется, являются храмами культуры в прямом смысле слова.
Ранее в своем обширном интервью боснийской газете Oslobođenje Кустурица отметил, что просмотр фильма в кинотеатре дает возможность приобщиться к киноискусству вместе с другими и разделить возникшие чувства, в то время как приватное ознакомление с произведениями изолирует. Кроме того, его не покидает ощущение, что кинематография вступила в своеобразную эпоху барокко, когда более не существует всеобщих истин и авторов, которые их транслируют. Естественно, авторы как таковые продолжают существовать, однако они разъединены между собой по причине разных политических взглядов или чего-то другого и не могут оказывать хоть сколько-нибудь серьезного влияния.
Сейчас невозможно представить себе то, что было в шестидесятых-восьмидесятых: вот Антониони выпускает новый фильм - и все хотят быть похожими на него. На следующий год очередную работу являет свету Бергман - и обнаруживается новая единица, на которую хочется равняться. Кустурица предвидит, что кинематограф постигнет участь оперы - в каждом городе останется по семь-восемь залов, а все остальное будет просматриваться в частном порядке.
Кроме того, режиссер посетовал на засилье голливудской продукции, рассуждая об удушающей зависимости кинотеатров от блокбастеров. И вообще с приходом телевидения в повседневную жизнь произошло драматическое по своим последствиям изменение: фиктивное стало сакральным, а действительность начала восприниматься как что-то постылое и профанное. При умелом сочетании этих двух факторов возникает идеальный механизм контроля над людьми, свидетелями чему мы сейчас становимся. Кто виноват в этом - сказать невозможно. Наверное, никто. И тем не менее - такова новая реальность.
Но такие мрачные заявления маэстро отнюдь не означают, что следует опускать руки. Так, в конце прошлого года Эмир Кустурица вместе с Милорадом Додиком, президентом Республики Сербской, открыл первый из трех залов мультиплекса "Долли Белл" в городе Фоча (Республика Сербская, Босния и Герцеговина). В своем выступлении Милорад Додик отметил, что культура посещения кинотеатров возвращается, а городское пространство подразумевает наличие кинотеатров с подобными кинозалами.
К тому же Фоча является в большой степени студенческим городом, что подразумевает наличие не только культурного пространства для охраны искусства, но и для проведения досуга. Сам же Кустурица отметил, что открытие кинотеатра в Фоче даст жителям города возможность находиться в центре мировых кинособытий, так как в нем будут показываться актуальные фильмы, которые идут в Сан-Франциско, Москве, Нью-Йорке и в других крупных городах.