Кровавый четверг: "Ритуал" - о чем говорят мужчины в зловещем лесу

Журнал
    26.07.2018, 18:05
Четверо друзей, мужчин среднего возраста, отправляются в поход по диким скандинавским местам. Вообще-то изначально их было пятеро и отпуск они хотели провести в веселом кутеже, но этого пятого убили бандиты. И как раз он - единственный из них, кто хотел на природу. Так что это не обычный поход, а дань памяти погибшему другу.
 Фото: kinopoisk.ru  Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Настроение у всех гаденькое, под стать северным погодам. Тем более один из них косвенно в случившемся виноват - струсил в самый ответственный момент. И вот, значит, идут они, идут. И решают в какой-то момент свернуть в лес. Понятное дело, зря. Потому что в лесу таится Зло.

А когда в лесу таится Зло, то в памяти сразу всплывает "Ведьма из Блэр", навсегда изгадившая жанр лесного хоррора. Который своим существованием обязан не только и не столько ужасу перед мистическими существами, которыми человеческое воображение населило чащи, но и собственной неприхотливости. Камеру взял и чешешь себе в выбранном направлении, попутно шарахаясь от кустов, - вот вам и весь, грубо говоря, лесной хоррор. И вот вам вся "Ведьма из Блэр".

Но "Ритуал" - это кое-что покруче. Сваял его Дэвид Брукнер, дебютировавший в 2007-м фантастическим триллером "Сигнал", спорным, но как минимум заслуживающим внимания. Потом Дэвид Брукнер поднаторел на престижных жанровых альманахах - "З/Л/О" и "Монстры Юга". И вернулся обратно к полнометражному кино. "Ритуал" был премьерован в прошлом году на фестивале в Торонто и после непродолжительного проката был принят под крыло Netflix.

Благодаря тому, что в команде потенциальных жертв неведомого отсутствуют женщины, драматургия лишена - и это здорово - межполовой возни. Как в "Спуске" Нила Маршалла, только наоборот. Мужики, как и положено заблудившимся, ругаются и психуют, а осью всех конфликтов является то самое происшествие из предыстории. Чем дальше персонажи забираются в дебри, тем чаще всплывает неприятная тема: одного гложет чувство вины, остальных гложет то, что именно из-за этой вины они тут пропадут.

Точит их изнутри, точит их и снаружи. Товарищей по ночам неслабо глючит - красочно и с видимыми наяву последствиями. Ну и, конечно, кто-то их по одному утаскивает и жрет. В заключительном акте "Ритуал" резко сворачивает с тропы лесного жанра в сторону культистских ужастиков, где все и объясняется - скандинавской мифологией. Появляется, наконец, и тот, кто утаскивает и жрет, монстр с крайне впечатляющим и оригинальным дизайном.

Помимо дизайна чудища, ничего особо оригинального в "Ритуале" нет. Улучшенная версия "Ведьмы из Блэр", где не просто показывают деревья через объектив трясущейся камеры, а что-то то и дело происходит интересное и загадочное, плюс упомянутый "Спуск" (там, если помните, героиню тоже преследовал инцидент из прошлого). Однако ж при всей незамысловатости фильм берет свое сочностью изображаемого кошмара и уверенной напористостью. Ну и что, что далеко от гениальности и нового слова. Просто хорошо - тоже хорошо.

Добавьте RG.RU 
в избранные источники