издается с 1879Купить журнал

Здравствуй, Здравнёво!

Дискуссия "Роль региональных музеев в межкультурном сотрудничестве Беларуси и России" прошла в музее-усадьбе И.Е. Репина

С 1892 по 1900 год Илья Ефимович проводил в этом сказочном месте, в 15 километрах от Витебска, дачные сезоны. Поначалу имение было похоже на все "простые рабочие хутора". Но уже 4 июня 1893 года Репин пишет своей ученице В.В. Веревкиной: "Я из скучного, неустроенного, прозаичного дома здесь затеял устроить удобное жилье, простое, но симпатичное, приспособленное к обстоятельствам и местности..."

Место встречи

Вкус и талант художника превратили имение в уникальный архитектурный проект: по-репински был перестроен главный усадебный дом, появились фруктовый сад, липовая и еловая аллеи, погреб, приведен в порядок лес. Над всем остальным здесь потрудилась сама природа: она "устроила нам рай из цветов, плодов, ласкает наши глаза прекрасными цветами - начиная с голубого неба, делает причудливые формы: красивые и безобразные..." - писал художник другой своей ученице, дочери великого писателя Т.Л. Толстой.

И. Репин. Лунная ночь. Здравнево. 1896 г.

Здравнёво стало любимым местом отдыха не только Ильи Ефимовича, но и его многочисленных родственников и учеников. А сам он в первые годы лично управлял имением, с уважением относясь к нелегкому крестьянскому труду. Крестьяне запечатлены на многих его картинах той поры, самая известная из которых - "Белорус" (1892). На множестве репинских рисунков - сцены из повседневной здравнёвской жизни, удивительные пейзажи и, конечно, Западная Двина с ее особенно притягательной для Репина постоянно меняющейся красотой. Рисунок классика "Бурлаки на Двине" (1899) до сих пор хранится в Государственной Третьяковской галерее.

И. Репин. Белорус. 1892 г.

Здравнёвские сезоны памятны еще и тем, что каждый год на свои именины Репин устраивал праздники. Тихая усадьба преображалась: становилось весело и многолюдно, вечером, к общему удовольствию приглашенных соседей-помещиков и крестьян из соседних деревень, запускались фейерверки. В такой день позапрошлого века переносит нас репинское полотно "Праздничное гуляние в Здравнёве" (1893)...

Живописные шедевры не сделали хозяина имения небожителем, а неудачи не озлобляли. Мудрый и интеллигентный, Илья Ефимович благословил это место взглядом своих добрых глаз. И хотя его дом давно превратился в музей, а по еловой аллее ходят в основном любопытные туристы, присутствие великого художника чувствуется во всем. Всплеск реки, шелест листвы - везде его ожившие картины. А спасибо за это надо сказать работникам музея и его директору Алексею Сухорукову: эти подвижники проделали колоссальную работу по восстановлению усадьбы. Потому и жизнь здесь кипит.

Наброски перестройки главного дома в Здравнёве. Из архива правнуков художника. 1893 г. Копия. / Екатерина Зайцева

Здравствуй, Здравнёво!

Повестка встречи

"Круглый стол" музейных работников был приурочен к Международному фестивалю искусств "Славянский базар в Витебске". И собрал при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства очень авторитетную аудиторию: директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов, директор музея-дачи "Чайка" академика живописи Витольда Бялыницкого-Бирули Елена Тимакова, директор Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Тамара Джумантаева, директор Брянского областного художественного музейно-выставочного центра Елена Клюева, замдиректора замкового комплекса "Мир" Ольга Новицкая, директор Смоленского государственного музея-заповедника Данил Галкин...

Дискуссия за Круглым столом в разгаре.

Белорусским и российским музейщикам было что обсудить и чем поделиться. У каждого за спиной - своя история становления музеев. И общая память. Алексей Сухоруков напомнил, что после окончания Великой Отечественной войны от репинской усадьбы остался лишь фундамент главного дома и погреб. Усадьбу восстанавливали буквально по крупицам, завершив основные работы к концу 1980-х годов. А в 1992 году пожар отбросил строительство назад на долгие годы. И только через восемь лет благодаря поддержке Госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты и Постоянного Комитета музей обрел вторую жизнь. Достаточно сказать, что в 2013 году Постоянный Комитет передал в дар музею 14 копий работ Ильи Репина, через год - еще 17. Славная традиция была продолжена и на нынешней встрече - здравнёвскому директору Сухорукову были преподнесены фотокопии снимков из музея-усадьбы Репина "Пенаты".

Немало драматических страниц и в истории музея "Чайка", о них поведала Елена Тимакова: немцы бомбили совсем близко, но в дом не попали. А еще сохранилось главное: отношения русских и белорусских деятелей культуры. Сегодня в "Чайке" действует домашний театр, а раньше здесь преподавали рисунок, живопись и композицию крестьянским детям академики Императорской Академии художеств.

Каменные ступеньки ведут прямо к Двине. / Екатерина Зайцева

Тамара Джумантаева рассказала о долговременном проекте российско-белорусского сотрудничества в Спасо-Преображенской церкви Полоцка, о деятельных контактах с Эрмитажем и российскими реставраторами. Активно взаимодействуют с белорусскими музейщиками - совместные пленэры, выставки, конференции, работа в архивах - их брянские и смоленские коллеги.

- Для нас искренность и благодарность белорусского зрителя - самая важная оценка, - подчеркнул директор музея-заповедника Данил Галкин, не раз демонстрировавший смоленские музейные коллекции в Витебске и Минске.

Палитра в мастерской И.Е. Репина. Здесь он создал большинство работ здравнёвского периода. / Екатерина Зайцева

Красота встречи

После плодотворной дискуссии участники белорусско-российской встречи возложили цветы к памятнику Ильи Репина. Но эти букеты не были в этот день единственными. Цветочную тему продолжила встреча с Мариной Корабельниковой - художником-флористом музея-усадьбы "Ясная Поляна". Целых 15 лет она с коллегами изучает альбомы жены Льва Николаевича Толстого Софьи Андреевны, в которых представлены гербарии. И пытается их восстановить - как своеобразный живой дневник ушедшей эпохи...

Торжественное возложение цветов к памятнику И.Е. Репину. / Екатерина Зайцева