21.08.2018 18:07
    Поделиться

    Единая спасательная сеть поможет бороться с растущим числом ЧП

    Число ЧП в мире выросло в два раза. Бороться с ними сможет единая спасательная сеть
    МЧС России расширяет географию стран, которым может быть оказана гуманитарная помощь. После сильного наводнения за помощью к России обратился Лаос. Будет продолжена работа по разминированию в Сербии. Прорабатывается взаимодействие в этом направлении с Сирией. А 23 августа в Донбасс отправится 80-я колонна "КамАЗов" . О том, зачем и при каких обстоятельствах другим странам помогают наши спасатели, а также о том, кто помогает нам, корреспонденту "РГ" рассказал директор Департамента международной деятельности МЧС России Александр Романов.

    Климат становится все более жестким, а техногенные аварии - все более масштабными. Помощь при таких катастрофах теперь необходима всем странам?

    Александр Романов: Опыт подсказывает, что сейчас при серьезной чрезвычайной ситуации ни одна страна мира своими силами с ней не справляется.По сведениям ООН, за последние 20 лет количество ЧС возросло вдвое, до 400 случаев в год. При этом разрыв между гуманитарной потребностью и оказываемой помощью продолжает оставаться колоссальным.

    В 2017 году, по оценкам ООН, из 24 миллиардов требуемой гуманитарной помощи привлечено было только 60 процентов. Вопрос гуманитарного финансирования остается наиболее важным, поэтому Россия на площадке ООН и других организаций постоянно выступает с конкретными предложениями. Они заключаются в сокращении административных расходов на проведение спасательных операций, которые по отдельным агентствам достигают 50-70 процентов, а также в коллективном поиске рычагов воздействия на отдельных гуманитарных игроков, инициирующих военные конфликты, которые способствуют гуманитарным кризисам.

    Вам удобно работать за рубежом, особенно сейчас, когда на Западе нагнетается истерия против России? Дискриминации не чувствуете, что вот, мол, прилетели подозрительные русские?

    Александр Романов: Нет. Все отлично. Если говорить о международной координации гуманитарной деятельности, наша страна поддерживает руководящую роль ООН. МЧС реализует эту политику, эффективно взаимодействуя с ее профильными агентствами.

    Бывало ли так, что политические разногласия вредили совместным действиям спасателей?

    Александр Романов: Для меня лично странно выглядит ситуация, когда население Калифорнии и власти штата четыре года подряд в период сильнейших пожаров обращаются к России за помощью, но дальше федеральных органов власти в Вашингтоне эти просьбы не идут. А обращения властей штата недостаточно. Нужно решение на федеральном уровне. Хотя российские авиационно-спасательные технологии могли бы быть очень полезны американцам в борьбе со стихией, как это было в Чили, Португалии, Индонезии и других странах.

    Но это, скорее, исключение. Как вы думаете, с кем у нас лучше всего налажены отношения? Традиционно это, конечно, страны формата СНГ, ШОС и БРИКС. Но помимо них, несмотря на санкционную политику европейских стран, - Швейцария, Португалия, Италия. Кроме того, перспективным для нас является ближневосточное направление, мы продуктивно сотрудничаем с Саудовской Аравией и Катаром.

    В целом же у нас отличные отношения со спасателями всего мира. Тем более что в другие страны в случае необходимости вылетают наши отряды, аттестованные по программе Международной консультативной группы по вопросам поиска и спасения (ИНСАРАГ). Также и спасательные ведомства других стран посылают свои аттестованные по этой программе отряды. То есть когда мы прибываем в любую страну, то разговариваем фактически на одном языке, работаем по одним и тем же методикам.

    В мире есть группа из 250 экспертов. Бывали случаи, когда они координировали ход операции, вместо правительств пострадавших стран

    Не раз звучала мысль, что в условиях глобализации необходимо создание единой мировой сети спасения. Вырисовываются ли уже очертания этой системы? И какую роль в этой глобальной сети может занять МЧС России?

    Александр Романов: Мировым сообществом создана действенная система координации под эгидой ООН. Ее элементами является виртуальная сеть - Координационный штаб управления чрезвычайными гуманитарными операциями. Развиваются системы антикризисных центров по всему миру, эффективно действует система ООН со сложным названием ЮНДАК, которая координирует работы по ликвидации ЧС по всему миру.

    Кроме того, на базе Управления по координации гуманитарного взаимодействия ООН есть группа экспертов со всего мира в количестве около 250 человек, в которую входят и эксперты из России. Они могут вылетать в пострадавшую страну и координировать вопросы организации гуманитарной помощи, иногда фактически даже подменяя собой правительства этих стран.

    В 2012 году наша страна выступила с инициативой создания глобальной сети антикризисного управления, которая успешно реализуется под эгидой национального антикризисного центра МЧС России. Сейчас мы эффективно обмениваемся информацией, в том числе данными космического мониторинга чрезвычайных ситуаций уже с 15 станами и международными организациями. За этим будущее.

    Кому и при каких обстоятельствах МЧС России предлагает свою помощь? Существует какая-либо избирательность: этим поможем, тем - нет?

    Александр Романов: Никакой избирательности нет. МЧС предлагает помощь практически всем странам, где произошла какая-либо катастрофа. Но не все страны нашу помощь принимают. О причинах мне сложно судить. Может, сами справляются, может, политические мотивы играют роль.

    Бывают случаи, когда от помощи отказываются, а вместо нее просят только деньги?

    Александр Романов: Да, такие случаи бывали.

    Со стороны этих стран подобные схемы связаны с коррупцией?

    Александр Романов: Нет. Чрезвычайная ситуация принадлежит стране, в которой она произошла, и формат помощи согласовывает также само государство. Это международная практика.

    Вы помогаете даже тем странам, где нестабильный режим и идут военные действия?

    Александр Романов: Да, и такое бывало.

    Оправдан ли риск?

    Александр Романов: Помогать и спасать - наша профессия. Например, на Шри-Ланке нашим специалистам пришлось пережить не самые лучшие моменты. Там произошло цунами, и страна попросила о помощи. После прилета мы направили в пострадавшие районы группы спасателей и, как потом оказалось, одна из групп пошла в район, контролируемый боевиками движения "Тигры освобождения Тамил-Илама", которые тогда вели боевые действия против правительственных войск. Неизвестно, как бы могла закончиться наша миссия, но нам повезло, что чрезвычайная ситуация обезглавила руководство оппозиции. Правда, на тот момент мы этого не знали.

    Непростые ситуации с точки зрения безопасности бывали и в Югославии, Афганистане, Колумбии, Египте, Сирии.

    Все нюансы предусмотреть сложно, тем более когда решения о помощи принимаются быстро, в экстренном порядке, особенно для стран, в которых мы никогда до этого не работали. Например, в 2016 году мы помогли такому государству, как Вануату. Уверен, что многие вообще никогда не слышали о такой стране. А МЧС в это островное государство, пострадавшее от мощнейшего урагана, доставило около 80 тонн грузов двумя самолетами.

    Бывали случаи, когда нашей стране оказывали масштабную международную помощь?

    140 стран, пострадавших за последние 25 лет от стихийных бедствий и военных конфликтов, получили помощь МЧС России

    Александр Романов: Да. Например, в 2010 году, когда в Подмосковье горели торфяники, нам удалось почти на треть увеличить авиационную группировку. Тогда к нам на помощь прилетели летчики из Белоруссии, Италии, Азербайджана на своих спасательных шеститонниках и оказали действительно серьезную помощь в тушении пожаров.

    Недавно было принято решение продолжить гуманитарное разминирование в Сербии. В каких странах еще могут быть задействованы наши специалисты?

    Александр Романов: Работу в Сербии мы продолжим в соответствии с распоряжением правительства РФ. Кроме того, мы можем подключиться к разминированию в Сирии. Такие планы есть. Сейчас совместно с ООН приступили к разработке проектов. Работы будут включать подготовку специалистов и обучение населения мерам безопасности, а также очистку территории от взрывоопасных предметов. Работа будет идти по согласованию с правительством Сирии и в соответствии с международными стандартами противоминной деятельности ООН. И, конечно, продолжим доставку туда гуманитарной помощи. Помимо этого, в планах МЧС - продолжить развитие четырех центров гуманитарного реагирования на Кубе, в Сербии, Армении и Никарагуа.

    Международная гуманитарная деятельность развивается. Что нового здесь появилось за последнее время?

    Александр Романов: Очень интересный проект сейчас у Всемирной организации здравоохранения. Они создают по всему миру малозатратные логистические цепочки - систему складов, в которых заранее скомпонованы гуманитарные грузы и модули медицинской помощи. В случае необходимости мы всегда можем активировать этот механизм всего одним письмом.

    Например, возникла ЧС в какой-то отдаленной стране и мы, не тратя сил на организацию сложной операции, по согласованию с МИДом обращаемся в ВОЗ, подтверждая свое финансовое участие, а они в течение трех дней организуют поставки необходимых грузов с тех складов, которые максимально близко расположены к зоне бедствия.

    Важнейшим ресурсом и фактором гуманитарной помощи России являются проекты содействия международному развитию в использовании потенциала Международной организации гражданской обороны (МОГО), с которой в 2017 году подписано соглашение о стратегическом партнерстве.

    Ключевой вопрос

    У МЧС России есть что-то, чего нет у спасателей в других странах?

    Александр Романов: Да, это мощное авиационное крыло. 76 воздушных судов, некоторые из которых уникальны, как, например, самолет-амфибия Бе-200. Ни в одной чрезвычайной системе ни одной страны мира нет такого количества спасательных бортов разного класса и предназначения.

    Также в других странах нет и такой системы мобильного полевого госпиталя, где бы работали медики и спасатели в одном лице. Такой госпиталь мы сделали на базе отряда Центроспас. Аттестованные госпитали в мире есть, но это чисто медицинские отряды. А вот такого, чтобы спасатель вытащил человека из-под завала и тут же сам ему оказал квалифицированную медицинскую помощь, нигде больше нет.

    Досье "РГ"

    Россия признана одним из мировых лидеров в области оказания гуманитарной помощи и безвозмездного содействия в разных точках земного шара. Важнейшим инструментом реагирования за рубежом является Российский национальный корпус чрезвычайного реагирования, созданный в 1995 году.

    За прошедшие годы силами корпуса проведено более 450 операций чрезвычайной направленности. Из них 284 операции по доставке гуманитарных грузов более чем в семьдесят стран мира, 21 операция по проведению аварийно-спасательных, поисковых работ и работ по разминированию территорий, 9 операций по оказанию медицинской помощи. 13 раз тушили природные пожары, 110 раз эвакуировали тяжелобольных российских граждан из других стран.

    С 1996 года МЧС России реализовало более 30 международных проектов гуманитарного разминирования, среди которых масштабные программы в Сербии, Никарагуа, Шри-Ланке, Ливане и других странах.

    Поделиться