"Мир, вдохновленный Римом": интервью с директором по наследию Bvlgari

Накануне открытия выставки ювелирного Дома в Музеях московского Кремля Лючия Боскаини рассказала "РГ-Стиль" об украшениях древности, о посланиях современному зрителю и средствах мультимедиа, о "всеядности" культуры Римской империи и о сходстве русских с итальянцами.

Выставка проводится в Кремле, что делает ее событием не только ювелирной, но и культурной жизни Москвы. В чем значение ювелирного искусства для человечества? Может ли оно приравниваться к национальному достоянию?

Лючия Боскаини: Этот аспект жизни общества существовал на протяжении тысячелетий. Даже когда люди жили в пещерах, они уже носили украшения. Ювелирное искусство появилось раньше наскальной живописи и было предназначено выразить что-то, что находится за пределами этого мира - не обязательно нечто божественное, но эмоции и чувства. Украшения делали неосязаемое - осязаемым, поэтому они стали символом, прежде всего, символом вечности. С этой точки зрения, выставка Bvlgari - безусловно, событие культуры. А музеи московского Кремля с их сокровищами - одно из самых уважаемых мест в мире с точки зрения ювелирного искусства.

Чтобы организовать такую выставку, мало продумать и собрать экспозицию, гарантировать бережную перевозку и сохранность украшений - нужно еще и специально подготовить пространство. Как вы с этим справились?

Лючия Боскаини: Было непросто. Для выставки отведены два помещения в старинных зданиях, которые совершенно не похожи на современные музейные пространства: они очень маленькие и необычной формы. Мы решили создать две похожие площадки, но чтобы у каждой был индивидуальный стиль. Я надеюсь, посетители это заметят и поймут наше послание. Мы используем средства мультимедиа (видео, инстаграм), чтобы создать на выставке особую атмосферу. Я уверена: недостаточно просто показать украшения. Для полноты восприятия и понимания выставки, мультимедиа важны так же, как сценография в театре.

Что может поразить зрителей в работах ювелиров Bvlgari?

Лючия Боскаини: Уровень воплощения идеи в дизайне и декоре. Иногда для этого требуются очень сложные умения - такие как "дрожащая" закрепка бриллиантов. Ее смысл в том, что каждый цветок украшения закрепляется на едином основании подвижным образом и может "трепетать". Для Bvlgari это был вопрос не креативности, а технологий: как сделать, чтобы такое украшение со множеством камней и карат было легким, обладало объемом, и чтобы его еще и можно было носить? И благодаря совместной работе дизайнеров и ювелиров мы видим в итоге не просто оригинальный дизайн, а произведение искусства.

В экспозиции более 500 украшений - такое количество собрано благодаря не только запасникам компании, но и частным коллекциям. Как вам удается убедить коллекционеров показать свои сокровища широкой публике?

Лючия Боскаини: В моей команде девять человек, которые очень много работают именно над поиском украшений - налаживают связи, делают запросы. В Италии мы даем объявления в газетах о том, что ищем украшения для выставок, и это работает - но почему-то ни в какой другой стране на такие объявления отклика нет.

Меня очень тронула история, связанная с поиском свадебной тиары принцессы Олимпии, дочери инфанты Испании. Она венчалась в начале 1960-х в знаменитой римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере. Было сделано много фотографий, но так случилось так, что вскорости их похитили. А несколько лет назад, разыскивая новые украшения из частных коллекций, мы встретили дочь работавшего на той свадьбе фотографа. У нее остались не только негативы, но и сами фотографии. Мы передали их принцессе, и она была очень тронута, так как обрела что-то очень важное и личное. И это сделали мы.

По-русски слова "Рим" и "мир" состоят из одних и тех же букв и читаются туда и обратно. Как вы думаете, насколько украшения Bvlgari принадлежат Риму и насколько - миру?

Лючия Боскаини: Удивительно! Для Bvlgari, действительно, Рим - это мир. Римская империя в античные времена была целым миром: все известные территории принадлежали ей. Она была достаточно умна, чтобы не уничтожать иные культуры, а ассимилировать их и позволять им чувствовать внутри себя как дома. Эклектика, смешение и взаимовлияние культур - то, что мы видим в Риме и сейчас. Прошлое и настоящее соединяются, иностранное не отрицается, а приветствуется и впитывается. И в этом смысле Рим очень открыт миру.

А для меня Bvlgari - это именно мой мир, вдохновленный Римом. Я могу говорить так, потому что сама римлянка. Нам, жителям "вечного города", свойственны креативность, дружелюбие, гостеприимство. Да, иногда мы немного шумные, иногда не очень точные - ну что ж, у итальянцев и русских много общего.