Унылый морализатор

"Великий уравнитель" уходит в минус
Дензел Вашингтон с накладной бородой едет в поезде по Турции. Почитав книжку и поглядев на мирно спящую маленькую девочку, он идет в вагон-ресторан и уговаривает там какого-то турка вернуть украденную у матери-американки дочь, для пущей убедительности тут же, на месте аргументы свои подкрепив серией жестоких убийств. Турок смотрит на него глазами затравленного кролика и понимает, что вел себя плохо. На экране возникает многообещающая надпись: "Великий уравнитель 2".

Первый "Великий уравнитель" базировался на отработанной в "Заложнице" схеме: крутой отставник мочит гадов, неся праведное возмездие (во имя Луны). В "Заложнице" Брайан Миллс (Лиам Нисон) кромсал негодяев ради спасения семьи; у Роберта МакКолла (Дензел Вашингтон) другой мотив: он - само воплощение Справедливости, бельмо на глазу преступности, помогающий всем беззащитным и нуждающимся.

Скромный труженик днем, вне рабочих часов МакКолл вершит правосудие по оригинальной методике. Зайдя в помещение, где притаились супостаты, он сначала дает им шанс одуматься, а затем, не получив нужного ответа, в доли секунды оценивает зорким глазом обстановку, засекает время на электронных наручных часах и принимается молниеносно ломать с аппетитным хрустом конечности, а также расстреливать, резать, протыкать и дубасить.

Выглядит это впечатляюще, несмотря на то, что Вашинтон уже седьмой десяток разменял. По стенам МакКолл не бегает и в прыжке с разворота пяткой не бьет, используя вместо этого доступные ему козыри: могучий опыт, ловкость рук, фактор внезапности и грамотный монтаж. Минимум энергозатрат - максимум эффективности, как Стивен Сигал завещал.

Так что там с турками? А ничего, забудьте. Турки совершенно ни при чем. Роберт МакКолл переквалифицировался из чуткого грузчика в таксисты и теперь "бомбит" в свое удовольствие, прислушиваясь и присматриваясь к пассажирам. Вот солдатик к нему сел: "- Куда путь держишь, служивый? - В Ирак, сэр. - Когда вернешься, я встречу тебя в аэропорту". И так после этой сцены демократическими ценностями душа преисполняется, что хочется ими тут же поделиться с какой-нибудь недемократической страной.

Молодой человек кладет на сиденье девушку без сознания, со следами избиений и надругательств повсюду. Ее изнасиловали богатенькие мерзавцы. За что их настигает карающая длань народного мстителя - момент расправы был щедро показан в трейлерах.

Кроме того, Роберт МакКолл заботится о старичке из дома престарелых и берет шефство над талантливым чернокожим пареньком, начинающим художником, стремлению к творческим успехам которого препятствуют обстоятельства личного характера, безденежье и криминальное окружение. МакКолл паренька уму-разуму учит и к труду на благо общества склоняет.

Вот какой он мудрый, добрый и хороший, бесстрашный и сильный, а главное - социально ответственный. Две трети фильма нам со всех сторон и не по одному разу раскрывают положительные - а иных у него просто не имеется - качества бойкого ветерана. При этом, не поверите, здесь еще есть сюжет. К которому ни турки, ни богатенькие мерзавцы, ни старичок отношения никакого не имеют и лишь косвенно имеет отношение чернокожий паренек.

В Брюсселе застрелили мужика, а потом закололи давнюю приятельницу МакКолла. Недолгое расследование в итоге приводит к тому же раскладу, который предшествовал финальному акту первого фильма, где он методично и стильно под музыку истреблял по очереди врагов, захвативших в заложники его друга. В финальном акте сиквела МакКолл тоже методично истребляет по очереди врагов, захвативших в заложники его друга, только на этот раз - почему-то без музыки, зато на фоне разгуливающейся стихии, в обезлюдевшем из-за надвигающегося урагана городке.

Затишье перед бурей - так поэтично можно было бы описать весь "Великий уравнитель 2". Только затишье уж больно длинное и, простите за тавтологию, тихое, а буря явно на компьютере нарисована. Фильм сделан как будто лениво, из-под палки, и совсем непонятен смысл его существования. Если он не провисает, то повторяет оригинальную картину, а иногда умудряется пребывать в обоих состояниях разом - месть за поруганную незнакомую девушку - копия завязки первой части, но завязкой притом не является, топорщась бестолковым обрубком.

63-летний Дензел Вашингтон, при всем к нему уважении, физически заметно сдал за прошедшие четыре года, как и его герой. Он, конечно, все еще дает прикурить, но уже гораздо реже и не так бодро. Воплощение Справедливости все больше походит на унылого зануду, который на каждое смертоносное движение выдает по морализаторской сентенции. Хрясь! - нельзя детишек красть. Шмяк! - нельзя наркотиками торговать. Хрусть! - нельзя обижать женщин. Бабах, хрясь, шмяк, хрусть! - нельзя убивать агентов, служить плохим дядям и засовывать в багажник юных живописцев.

Если тенденция сохранится и еще через несколько лет выйдет триквел, то это, скорее всего, будет медлительное остросоциальное полотно, в котором старый хрыч два часа учит жизни. Будем надеяться, что Антуан Фукуа все-таки внимет голосу разума и не даст такому случиться, а многострадальный Роберт МакКолл уйдет на пенсию - на лавочке сидеть да книжки свои любимые читать. В конце концов, и он, и мы все это заслужили.

2.5