В Дамаске стали экономить для восстановления хозяйства

Дамаск перестали обстреливать в мае, и за лето город похорошел, посветлел и оживился. Повсюду стройки - ремонтируют дома, убирают блокпосты, которые раньше стояли на каждом перекрестке. Последнему жители сирийской столицы особенно рады - раньше приходилось закладывать дополнительно час-полтора на дорогу с учетом пробок у пунктов проверки.

На сирийскую пунктуальность это, правда, не повлияло, но на такси ездить стало определенно быстрее. Кстати, и музыка у таксистов сменилась - года два назад чаще звучали патриотические песни, вроде маршевой "Аллах, Сирия, Башар", а теперь все больше тягучие восточные мотивы, про розы и любовь. Впрочем, кое-какие приметы войны остались - в салоне такси постоянно включен свет, чтобы было видно, кто едет.

Еще одно свидетельство мирной жизни - в Дамаске стало больше велосипедистов. До велодорожек, понятно, далеко, но тем не менее. Конечно, сирийцы стали менее улыбчивыми, чем были до войны. Лица настороженные, особенно при виде иностранца: война приучила, что каждый незнакомец несет потенциальную опасность. Но стоит им узнать, что ты русский, тут же улыбаются и следуют заученные "один, два, спасибо, давай, пожалуйста". И делают это от чистого сердца.

В старом городе поздно вечером толпы народу на улицах - ходят, рассматривают витрины, благо все магазины открыты. Полны рестораны и кафе - посетители сидят до глубокой ночи, как это было и раньше, до войны, курят кальян, пьют кофе по-турецки. Вокруг уличных забегаловок молодежь - покупают по небольшому куску пиццы и тут же, под стеной старинного дома с выступающим вторым этажом, устраивают тусовку.

Появляются кафе - светлые, с большими окнами, европейской мебелью и, разумеется, с Wi-Fi. Например, кафе Doors, названое так в честь Джима Моррисона. На стене внутри цитата из него на английском: "Есть известное, есть неизвестное и есть двери между ними". В принципе очень подходит для Сирии, которая в этих дверях войны уже семь лет.

"Посетителей за последние месяцы стало больше, кафе заполняются процентов на 60, - говорит менеджер Хамад Масри. - Есть планы расширяться и дальше. Война хотя и не закончилась, но отошла от Дамаска, и люди хотят наверстать упущенное, сколько можно постоянно жить в страхе, что неожиданно посреди улицы разорвется мина".

С безопасностью дела действительно обстоят намного лучше. Еще пару лет назад местные не советовали особо гулять по городу, теперь же, по их словам, "ходи в любое время куда хочешь". И действительно, на горе Машру Думмар над Дамаском есть смотровая площадка, там люди сидят в любое время, особенно ночью. Многие любят приехать на рассвете, посмотреть сверху, как первые лучи солнца ложатся на белые минареты мечети Омейядов. А приезжают они туда из ночных клубов и баров в христианской части старого города, где шумит ночная жизнь.

Война заканчивается, на улицах Дамаска появились дорогие машины, есть желающие вкладывать в восстановление страны

Еще о безопасности. Отель Dama Rose стал за время войны одним из самых известных мест Дамаска. Там все эти годы останавливались журналисты, в лобби постоянно приходили попить кофе с кардамоном и поговорить политики, оппозиция, разведка, военные и просто какие-то неизвестные. Как рассказал представитель службы безопасности отеля, еще в прошлом году террористы постоянно следили за отелем, планировали теракты. "Видите эти дома вокруг отеля? Они пытались вести оттуда наблюдение, пришлось усилить контроль. Мы даже старались не выпускать постояльцев на улицу без особой необходимости", рассказал он. Сейчас же, по его словам, эта угроза практически исчезла. Правда, баррикады из раскрашенных в цвет сирийского флага бетонных блоков из прилегающих переулков убирать не спешат - всякое может быть.

Главная сейчас опасность в Дамаске - это возможность терактов. Понятно, что полностью очистить город от террористов практически невозможно, и спящие ячейки в любом случае остаются. Местные службы безопасности узнали много нового за последние годы: "Долгая свадьба научит танцевать", говорят на Востоке.

К вечеру в Дамаске поднимается сильный ветер и гонит по улицам пыль и пластиковые пакеты. Спасаясь от очередного смерча, я зашел в старом городе в ярко освещенную лавку, торгующую орехами и семечками. Владелец заставил перепробовать весь товар, просто так, потому что я из России. Я спросил, как бизнес, ожидая ответа про повышение спроса. Но оказалось, что спрос как раз упал.

"В предыдущие годы у людей не было перспективы, понимания, что будет дальше, теперь же появилась цель - им надо восстанавливать свое хозяйство, - пояснил он. - У многих жителей Дамаска есть дома в провинции, в том числе в регионах, где шли боевые действия. И сейчас они считают каждый фунт, экономят даже на орехах".

Высокая инфляция и низкие доходы - во многом следствие войны. До 2011 года 100 долларов в Сирии были не деньги, сейчас же прожить на 10-20 долларов в день (ну, не считая гостиницы) в Дамаске сможет даже иностранец, не знающий, где выгоднее делать покупки. Впрочем, дешевизна тут, скорее всего, ненадолго. Война заканчивается, на улицах появились дорогие машины, есть желающие вкладывать в восстановление страны, а действовать в обход санкций сирийцы научились.

Один из показателей возрождения Сирии - проведение Международной выставки в Дамаске, которая пройдет с 6 по 15 сентября. Только из России на нее приехало порядка сотни участников, от концернов-гигантов до относительно небольших компаний. Все заинтересованы в налаживании прямых контактов с сирийцами, чтобы выйти на этот рынок.