Фильм "Последний богатырь" стал самым кассовым отечественным релизом за всю историю российского проката. Его посмотрели в прокате 73 миллиона человек. И еще один рекорд: за все время проката русских фильмов в Германии ни один не собирал такое количество зрителей и столько позитивных отзывов, как эта сказка. Планируется ли продолжение?
Владимир Грамматиков: Планируется, режиссер тот же - Дмитрий Дьяченко. Но продолжение всегда делать трудно. Провели исследования: у каких возрастных групп какие сказочные персонажи наиболее популярны. Нужно оставлять фаворитов и добавить новых героев. Самое важное - мы поймали интонацию. Изучали, чем отличается российское семейное кино от того, что снимают в Японии, Китае, Западной Европе. Литературное наследие, которое есть в русской культуре, дает особую грань, преемственность нужно соблюдать. Мы долго готовились, посмотрели все сказки, которые осовременили, и поняли, что это плохой путь: когда классическую русскую сказку загоняют в современный темпоритм, она теряет свое очарование, обаяние. Кощей Бессмертный - милиционер или бизнесмен - это не работает. Придумали ход, простой, кажется: рассказать неизвестные факты биографии сказочных персонажей (Бабы-яги, Кощея Бессмертного) в новых предлагаемых обстоятельствах. Бабе-яге было 18 лет? А Кощею 30? Было. А мы ничего не знаем об их молодости. Откуда взялась Избушка на курьих ножках? Может, у Бабы-яги и Лешего был роман? Нам кажется продуктивным такой путь.
Сразу представили в роли Кощея Константина Лавроненко?
Владимир Грамматиков: Все помнят в этой роли Милляра. Нам нужен был "брутальный" Кощей: он еще в силе, нравится женщинам. Были интересные пробы у Хабенского, Машкова, Боярского, Смолякова... Утвердили Лавроненко. Мне он казался "монументальным" артистом, а оказался замечательным человеком. Три часа каждый день гримировался (сложный пластический грим)! А у него было 39 съемочных дней.
У вашей компании был еще один успешный проект - альманах "Счастье - это...".
Владимир Грамматиков: Да, в поддержку молодых кинематографистов России. Суть в следующем. Объявили всероссийский конкурс идей - что такое счастье в представлении поколения молодых. Пришло около двух тысяч историй. Выбрали из них 21, написали сценарии короткометражных фильмов. У нас было представительное жюри: Чухрай, Лунгин, Хотиненко, Урсуляк, Бородянский. Вывесили сценарии на сайте Диснея, получили 238 режиссерских экспликаций. На питчинг, на бой вышел 21 номинант... "Великолепная семерка", которая победила, успешно сняла свое дебютное кино. Всего за 26 съемочных смен! Картина светлая, позитивная. Мы показали ее бесплатно в 180 городах России. Прошло три года. Мы собрали бюджет на новое "Счастье". В сентябре начнем продолжение. Семь других режиссеров уже работают над сценариями. Не скрою - сложно шла сценарная работа: молодые люди не хотят разбираться в человеческих чувствах, эмоциях, они все где-то в "космосе", в астрале. Но молодая режиссура вселяет надежду.
В чем особенности работы компании Disney в России?
Владимир Грамматиков: Мы следуем заповедям Уолта Диснея. В чем суть? Нет агрессии, национальной вражды, разборок, кто лучше, кто хуже. В жизни огромное количество проблем, но, делая семейное кино, мы не можем только поставить диагноз, нам нужно дать рецепт исцеления, надежды. У всех бывают сложности, неприятности, нужно преодолевать их. И возвращать чувство человеческого достоинства - для нас это стратегическая задача.
Владимир Грамматиков окончил актерский факультет ГИТИСа, режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Ефима Дзигана). Снял фильмы "Усатый нянь", "Шла собака по роялю", "Мио, мой Мио", "Сестрички Либерти", "Маленькая принцесса", "Привет от Чарли-трубача" и другие. Был директором Киностудии имени Горького (1998 - 2002).