Премьера мюзикла на стихи Юлия Кима с музыкой Романа Игнатьева состоялась два года назад на сцене театра на Большой Дмитровке. Спектакль стал одним из самых посещаемых и востребованных в столице. Заинтересовавшись мюзиклом, в Южной Корее даже приобрели лицензию на собственные постановки "Анны Карениной". Одна из причин успеха - современные технологии, чрезвычайно эффектно использованные художниками Вячеславом Окуневым и Глебом Фильштинским: мы попадаем в салоны и театры имперского Петербурга, на просторы российских полей, видим проносящиеся составы поездов и почти физически ощущаем жесткую отрегулированность жизни бунтующей героини, которая пытается вырваться из клетки светских правил и предрассудков. Именно корейская команда и сняла на основе спектакля "Московской оперетты" полноценный фильм, использовав современную кинотехнику. Первый московский просмотр картины прошел вчера в кинотеатре сети "Формула кино".
Разумеется, традиция "фильмов-спектаклей" возникла еще в СССР 50-х годов прошлого века - тогда, в эпоху "малокартинья", на пленку прямо на сцене снимались лучшие спектакли МХАТа и Малого, БДТ и ЦТСА. Их нещадно критиковали: мол, черно-белая пленка не передает живой энергии спектакля и не выражает десятой доли их художественной ценности. Но именно благодаря этим съемкам игру великих артистов двух театральных столиц могли увидеть в любом уголке огромной страны, и она сохранилась до наших дней.
На самом деле эта инициатива была бесценной. И уж тем более трудно переоценить появление фильма-спектакля в наши дни, когда все снято современным цифровым способом на лучшей кинотехнике, цвет и звук великолепны, а огромные экраны не позволят упустить ни одного штриха в актерской игре.
Анну Каренину в киноверсии сыграла Екатерина Гусева, Каренина - Александр Маракулин, в роли Вронского - Сергей Ли. Конечно, большой экран делает заметными и многие условности, которые легко прощаешь в театральном зале, но они вызывают вопросы в кино - кастинг, к примеру, теперь не всегда кажется точным. По-прежнему этому более чем двухчасовому мюзиклу явно не хватает качественной музыки: саундтрек кажется более монотонным и обделенным нюансами, чем это принято в кино. Но все это не отменяет главного: сотни тысяч людей из самых дальних городов страны, которые иначе никогда не увидели бы сенсационный спектакль "Московской оперетты", теперь смогут заново, в неожиданном жанре, пережить драму Анны Карениной. Смогут насладиться грандиозным зрелищем, где нет попыток скрыть, что это - театр с его особой выразительностью, условностью и художественным языком. Смотря этот фильм, ощущаешь себя в переполненном театральном зале, чувствуешь мощные эмоциональные волны, которые перехлестывают через рампу, электризуя и актеров, и зрителей. Видишь оркестр, который, как всегда, вдохновенно ведет маэстро Константин Хватынец. Оцениваешь изобретательность и красоту сценографии - чисто театральной по природе. И даже можно принять участие в горячих аплодисментах московского зала - в фильме сохранена вся праздничная финальная церемония поклонов, демонстрация взаимной благодарности публики и артистов.
Как сообщили прессе, фильмом уже заинтересовались и за рубежом - скоро с английскими субтитрами его покажут дистрибьюторам Европы и Америки. Магия волшебных слов "Анна Каренина" делает свое дело.
Будем надеяться, лиха беда начало. Идея выхода лучших театральных спектаклей на киноэкраны висит в воздухе и, как ясно, уже становится реальной. Некоторые из таких спектаклей регулярно показывает онлайн-кинофестиваль "Дубль дв@". Съемки спектаклей осуществляет телеканал "Театр", а трансляции в кинотеатры мира премьер самых знаменитых музыкальных и драматических театров Нью-Йорка, Парижа и Милана востребованы публикой многих российских городов. Инициатива продюсеров театра "Московская оперетта" Владимира Тартаковского и Алексея Болонина может стать началом новой жизни "фильмов-спектаклей" - еще более яркой и увлекательной.