издается с 1879Купить журнал

Возвращение Демидовской иконы

Благодаря исследователям-подвижникам обнаружена реликвия, бесследно исчезнувшая более 100 лет назад

Никита Демидович Антюфеев (Демидов), основавший в XVIII веке легендарную горнозаводскую империю, заручился не только царевой, но и Божьей поддержкой. Вчерашнего тульского оружейника с сыном перед отъездом на Урал в начале 1702 года благословил в московском Чудовом монастыре митрополит Сибирский и Тобольский Димитрий (будущий знаменитый Ростовский митрополит)1. Он же напутствовал отца и сына стихами, вырезанными на раме подаренной им иконы. Следы иконы бесследно растворились во Времени. И вот - удивительная находка!

... рама к ней 1902 года.

Письмо священника Хохлова

В 2016 году искусствовед Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" Марина Юрьевна Казакова, изучая коллекцию икон, усомнилась в датировке одной из них. В музейной документации икона с изображением Богоматери датировалась XIX веком, но профессиональная интуиция не подвела исследователя. В её руки попала книга "Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Исследования и материалы" со статьей Т.А. Рутман о Демидовской иконе2, в которой было опубликован интереснейший документ из Государственного архива Ярославской области - письмо тагильского священника Александра Хохлова от 30 июля 1909 года в Ярославскую губернскую ученую архивную комиссию (ЯГУАК).

Сотрудники Нижнетагильского краеведческого музея спасали как могли церковные реликвии. 1920-е годы.

В письме он просит: "Было бы желательно, чтоб Ярославская ученая комиссия точно определила, к каким изображениям нужно отнести образ Божией Матери и, какой петь пред образом тропарь? В приходной книге Демидовская икона чтится "за Казанскую". Особого дня чествования сего святого образа не установлено". И дает для комиссии следующие пояснения "самое изображение Пречистой с Благомладенцем имеет большое сходство с Корсунской Богородицей, отчасти с Касперовской и с Горбаневской. С последней больше..."3 Из письма следовало, что в 1846 году заводчики переместили икону Божьей матери в новую Выйско-Никольскую церковь - там была размещена фамильная усыпальница Демидовых. Многими усилиями отца Александра Хохлова в 1901 году икона была перемещена в храме на почетное место, для неё были изготовлены серебряный оклад и новая рама. В своей статье Т.А. Рутман высказала предположение, что в 1922 году при конфискации драгоценных металлов из церкви была утрачена и святыня. Главное же - в книге была опубликована фотография иконы, которую священник Хохлов приложил к своему письму!

Искусствовед Марина Юрьевна Казакова.


Это она!

Трудно описать волнение, охватившее М.Ю. Казакову, когда она увидела эту фотографию и сравнила её с иконой из коллекции! Сомнений не было... икона, которая считалась утраченной - жива! Икона "Корсунская Богоматерь" в коллекции Нижнетагильского музея-заповедника - Демидовская. И тому подтверждение - фотография из Ярославского архива! Это она упоминается в описи имущества Павла и Анатолия Демидовых: "Икона Божей матери с предвечным младенцем, писанная на дереве по вызолоченному полю ею как видно из хорошо сохранившей на верхней и нижней частях рамы подписи, состоящей из стихов - благословин(?) Никиту Демидовича и сына его Акинфия Никитича, предков нынешних гг. Демидовых в первых годах XVIII столетия Архирей Тобольский по имени(?) его назначено"4.

И теперь мы можем рассмотреть ее вживую.

Икона написана в западноевропейской манере, скорее всего мастером одной из московских иконописных мастерских, хотя И.Я. Кривощеков в своем "Словаре Верхотурского уезда приписывает авторство самому митрополиту Димитрию5. Известно, что уже в середине XVII века в Оружейной палате иконы писали "живоподобно", послойное письмо сменила живописная моделировка светотенью. Именно так написана и Демидовская святыня, которая представляет Богоматерь Корсунскую, - произведение рубежа XVII- XVIII вв. Не исключено, что в начале XX века, когда для неё был изготовлен серебряный оклад, икона была поновлена.

И именно поэтому большинство исследователей считали её на 100-150 лет моложе. И только благодаря усилиям музейщиков, ярославского и тагильского искусствоведов мозаика событий и фактов соединилась. Тайна нахождения Демидовской иконы раскрыта!6

Но расследование продолжается.


Выйско-Никольская церковь. 1901 год.

Последние вопросы

Как Демидовская икона поступила в музей-заповедник? Какова роль в её судьбе музейных сотрудников, спасавших реликвии в 1930е годы? Что мы знаем о жизни настоятеля Выйско-Никольской церкви Александра Хохлова? Исследователи ищут ответы в архивах Свердловской области, музея-заповедника. Приближается день, когда реликвия займет достойное место в новой экспозиции музея истории Нижнего Тагила.

Демидовская икона Богоматери в окладе со святителями Димитрием Ростовским и Феодосием Черниговским. Фото 1901 года. /  ГАЯО.

ДОСЛОВНО

"О ВСЕСВЯТАЯ МАТИ ЕМУ СПУТНИЦА ЕСТЬ БУДИ..."

Стихотворное благословение на Демидовской иконе

"Никита Демидов благословенный,
С сыном Якимфом буди во всем умножении!
О Всесвятая Мати ему спутница есть буди,
Сохраняй в доме здрава, на пути присутствуй.
Архиерей Тобольский молит тя усердно,/
Даруй ему здравие цело и невредно,
Храни благополучно и премногие лета,
Избавляй и покрывай от злого навета"

1. Шишонко В.Н. Пермская летопись с 1263-1881 гг. V период. Ч. 2. Пермь. 1884. С. 643.
2. Рутман Т.А. Святитель Дмитрий и Демидовская икона Богоматери. // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Исследования и материалы. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Ростов Великий. 2008. С. 268.
3. Там же.
4. Музей горнозаводского дела. Екатеринбург. Из-во "Баско". 1995. С. 16.
5. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии. И.Я. Кривощеков. Пермь. Электро-типография губернского земства. 1910. С. 367.
6. Казакова М.Ю. Демидовская икона // VIII Всероссийская научно-практическая конференция "Худояровский чтения". Нижний Тагил, 2017. С.33.