18.09.2018 18:10
    Поделиться

    Как АО "Лимак" модернизировало выпуск самого традиционного продукта

    Долгие годы производство хлеба в России было скорее миссией, чем бизнесом, и почти на 70% обеспечивалось крупными хлебопекарными производствами. Да и к самому продукту, кроме свежести и дешевизны, других требований не предъявлялось. Но последнее время хлебопекарная отрасль переживает серьезную трансформацию. Рынок стремительно пополняется новыми игроками, а хлеб стал наконец продуктом, от которого ждут вкусового разнообразия. Корреспондент "РГ" отправился на одно из старейших предприятий Липецкой области АО "Лимак", чтобы узнать, как промышленные гиганты учатся маневрировать в рыночных условиях и где ищут точки опоры.

    АО "Лимак" - один из тех самых гигантов, традиционно обеспечивавших валовое производство хлеба и сумевших вырасти в современное конкурентоспособное предприятие. По собственным оценкам, доля АО "Лимак" на российском рынке составляет 3-5%.

    Сейчас в его ассортименте - более 40 сортов хлеба: сытные и диетические, с добавками и пряностями, столовые и пикантные, а также популярные нынче национальные хлеба и пшеничные роллы. И это не считая булочной, макаронной продукции и кондитерских изделий. Позволить себе столь широкий ассортимент может далеко не каждое предприятие. Для липецкого производителя это стало возможным благодаря вертикально ориентированной холдинговой структуре. Сегодня в составе АО "Лимак" - 9 хлебозаводов, мукомольный комплекс и макаронная фабрика, обеспечивающие замкнутый цикл производства. Стратегия "все свое" позволяет холдингу обеспечивать требуемые рынком качество и безопасность продукции и держать приемлемые цены.

    "Цепочку качества" в холдинге начали выстраивать с самого начала - с используемого зерна. "Лимак" уже не первый год ведет работу по формированию пула доверенных поставщиков пшеницы. Но производителей, которые с хлебопеками "на одной волне", в стране немного, признают в компании. Спрос на зерно с необходимыми хлебопекарными свойствами намного превышает предложение рынка. Ситуацию уже взяли на контроль на самом высоком уровне - в начале июля президент поручил к 2024 году увеличить сбор сильной и ценной по качеству пшеницы в три с лишним раза, до 32 млн тонн, а также увязать размеры субсидий на производство зерна с его качеством. А пока хлебопеки готовы стимулировать производства такого зерна стабильно высоким спросом.

    - За качественных поставщиков идет борьба, - рассказывает заместитель генерального директора АО "Лимак" Михаил Малхазов. - Мы перерабатываем в год порядка 200 тысяч тонн пшеницы, и сейчас вокруг нас 15-20 хозяйств, с которыми мы выстраиваем долгосрочные отношения и которые учитывают наши требования в области селекции и агротехнологий для получения качественного зерна. Мы также присоединились к Зерновой хартии, нацеленной на обеление рынка от недобросовестных поставщиков, и положительно оцениваем то, что делается налоговой службой в этом направлении.

    С 1976 года в составе холдинга появился Подгоренский мукомольный завод, ныне - благодаря поэтапной модернизации и последовательным инвестициям - современный мельничный комплекс. Нетипичный для рынка тандем хлебопекарного и мукомольного направления помогает компании добиваться требуемых качеств продукта из имеющейся сырьевой базы.

    - В 2014 году мы инвестировали в мукомольную площадку более 1,5 млрд рублей, - рассказывает Михаил Малхазов. - И сегодня мы работаем на оборудовании и технологиях швейцарской фирмы "Бюлер" - мирового лидера мукомольного производства, получая на порядок более качественный и чистый конечный продукт.

    В компании отмечают, что готовы конкурировать по качеству с лучшими марками муки, однако на внутреннем рынке соперничать приходится главным образом в цене. По данным экспертов ИКАР, сегодня по стране рассредоточено огромное количество подпольных мукомольных предприятий, что не позволяет получить релевантную статистику производства муки. В "Лимаке" емкость серого сегмента рынка оценивают примерно в 45%. Именно нелегальные мукомолы и вынуждают добросовестные предприятия "прогибаться" в цене.

    - Много раз эта проблема обсуждалась в Союзе мукомолов, но действенных мер к теневым производителям так и не принято, - поясняет директор Подгоренского мукомольного завода АО "Лимак" Алексей Терновских. - Речь уже не идет о внутреннем контроле - официальные производители муки и так его обеспечивают. Наше предприятие проходит в год порядка 30 проверок, не считая внутренних точек контроля на каждом этапе: при закупке зерна, его приемке на элеватор, затем - при хранении, при формировании помольной партии, перед забором в производство, в самом процессе... И это нормально, ведь речь идет о безопасности продуктов питания. Но кто сможет гарантировать ее в случае нелегального неконтролируемого производства? Необходимы серьезные меры извне.

    - Мы стараемся отделить контроль качества от производства, чтобы обеспечить полностью независимую работу по улучшению продукции, - добавляет Михаил Малхазов. - Мы располагаем лабораторным комплексом по определению качества зерна, комплексом по анализу производимой муки. Ежегодные текущие инвестиции холдинга в оборудование - порядка 300 млн рублей. Это - и ответ на требования рынка, и наше понимание, что без этого мы не сможем поддерживать на производстве должный уровень качества.

    Не хлебом единым - это тоже про "Лимак". Сегодня в ассортименте холдинга- более 700 наименований. Другого предприятия, выпускающего, помимо хлеба, макароны, кремовую и сухарную кондитерку, в России просто нет. Для пищевого производства такая ситуация уникальна, поскольку все это - разные рынки с разной логикой. Хлеб до сих пор остается локальным продуктом - его потребители чувствительны к малейшей рецептурной разнице, макароны более универсальны, а кондитерка, напротив, требует постоянного обновления. Управление таким ассортиментом, кроме регулярной работы над качеством, требует еще и четкой обратной связи с потребителями.

    - Сети транслируют нам только один запрос - запрос меньшей цены, - говорит Михаил Малхазов. - Сложно сказать, требование ли это потребителей или самих сетей. Тем не менее и мы, и наши конкуренты должны искать баланс между качеством и возможностью зайти в сеть. Парадокс в том, что можно, как мы, использовать пшеницу только третьего класса, а можно - кормовую, 4-го и 5-го классов, а в итоге оказаться рядом, на одной полке.

    От ценовой конкуренции "перед полкой", когда на принятие решения у потребителя - считанные секунды, не выиграет никто, уверены в холдинге.

    - Не так давно мы выпустили на рынок премиальный продукт - макароны из пшеницы твердых сортов "Пастамания" с повышенным содержанием белка, - приводит пример Михаил Малхазов. - Но не факт, что потребитель, который не очень понимает, чем отличаются макароны категории А от категории Б, да еще в ситуации, когда никто не контролирует соответствие продукта заявленным категориям, выберет лучший для себя продукт.

    С нового года вступит в силу новый ГОСТ на пшеничную муку, который определит стандарты в развитии отрасли на годы вперед.

    - Новый ГОСТ регламентирует технологические параметры, но не описывает весь спектр необходимых хлебопекарных свойств муки, - поясняет Алексей Терновских. - В России даже не выпускается оборудование, которое позволяло бы проконтролировать качество мучных изделий от зерна до прилавка, и это многое говорит о состоянии рынка. Принятие столь важного для индустрии документа - еще один серьезный повод для диалога между добросовестными участниками рынка и выработки консолидированной позиции. Мы очень рассчитываем, что регулятор прислушается к нашему мнению, потому что ситуация на рынке мучных изделий требует серьезных, а главное - действенных мер.

    Поделиться