18.09.2018 11:25
    Поделиться

    Поддельное молоко стали маскировать под известные бренды

    Регулярные проверки продуктов питания показали новую тенденцию. Подделки молочной продукции теперь нередко поставляются, как говорят эксперты, "из ниоткуда", произведенные неизвестно кем, но под марками локальных брендов. На предприятиях об этом узнают только после того, как в продуктах находят, к примеру, растительные жиры или антибиотики. Но разбирательство, как правило, заходит в тупик.

    Путь строго на юг

    В такую ситуацию попал Чернянский молочный комбинат. Предприятие по белгородским меркам немаленькое, свою продукцию направляет в том числе и в соседние регионы. Но совсем неожиданно творог под маркой комбината обнаружили в Крыму.

    Руководитель белгородского управления Россельхознадзора Татьяна Аушева сообщила, что продукцию взяли на анализ в детском оздоровительном центре и специализированной школе-интернате. Оказалось, в ней есть растительные жиры, о чем крымские коллеги тут же сообщили белгородцам. Началось расследование. В его рамках выяснилось, что творог из Чернянки в Крым никто не отправлял: он бы попросту не доехал до места назначения - срок годности продукта составляет всего пять дней. Молочный комбинат, под маркой которого в крымские здравницу и школу поставили неизвестного происхождения продукт, никогда не был поставщиком для республики. Неизвестные подделали печать предприятия и даже декларацию соответствия, написав, что творог можно хранить три недели. Также выяснилось, что качественное удостоверение продукта подписано некоей И. - якобы заведующей лабораторией. Однако сотрудника с такой фамилией на предприятии нет.

    Татьяна Аушева отмечает, что это уже тренд. Фальсификат попадает на рынок не под маркой несуществующих предприятий, как это было раньше. Тогда любой покупатель мог легко проверить - существует ли какой-то завод, который выпустил творог, молоко или масло, достаточно было посмотреть его данные в Сети. Теперь же сложнее. Предприятия существуют, но их ли продукция лежит на полке супермаркета - сказать сложно.

    - К сожалению, не понятно, кто, где и когда произвел эту фальсифицированную продукцию, - сетует Аушева. - В каком регионе у нас настолько ослаблен контроль, что допускаются подобные ситуации? И ведь заметьте, что тот же творог в Крыму прошел в соцучреждения через систему госзакупок!

    Глава управления Россельхознадзора уверена, что этого можно было и не допустить: ведь Чернянский комбинат - не такое уж большое предприятие, чтобы поставлять продукцию в столь дальние регионы. И уже само название фирмы вкупе с принадлежностью к белгородским производителям должно было насторожить всех.

    - В таких ситуациях нужно понимать, что производитель и не получает столько молока, чтобы выпускать продукцию в достаточном объеме, - считает Аушева. - Но для нас теперь важно другое: как найти фальсификатора, который воспользовался брендом комбината?

     "Меркурий" не всевластен

    Помочь вытеснить подделку молочной продукции теперь призвана система электронной ветеринарной сертификации "Меркурий". К слову, большинство представителей молокоперерабатывающих предприятий однозначно высказались за ее введение: дело в том, что теперь в электронном виде можно быстро отследить, кто и когда произвел сырье, на какой завод оно поступило и, главное, - какого качества. Не надо никуда писать письма или звонить, запрашивать множество документов. Это удобно не только контролирующим органам, но и бизнес-сообществу. Добросовестные поставщики молока сразу же подключились к системе. Однако этот сервис в ситуации с Чернянским молочным комбинатом оказался ни при чем. Закупки провели до 1 июля, когда "Меркурий" еще не заработал, и источник документов на фальсифицированный творог теперь не отследить.

    Впрочем, эксперты отмечают, что обеспечить прозрачность продукции непросто и с новой системой. Если на рынок поступает готовый, уже упакованный продукт, то "Меркурий" не покажет, откуда привезли сыр, который указанный на его этикетке производитель лишь нарезал ломтиками. Так что ситуация с фальсификатом - а его в основном производят уже "упакованным" - беспокоит всех, кто успел завоевать на рынке расположение потребителя и доброе имя.

    Глава Вейделевского молочного кооператива Татьяна Аниканова уверена, что нужно просто ужесточить проверки малого бизнеса.

    Фальсификаторы все чаще используют бренды известных комбинатов, поэтому найти их крайне сложно

    - Раз в три года их проверяют, и то - только планово или по жалобе. Это просто недопустимо! - возмущается она. - Наш кооператив долгое время был главным поставщиком сырья для ровеньского завода, и, можно сказать, благодаря нам предприятие выжило. Но за нами следят все надзорные органы! Мы принимаем молоко и тут же проводим тесты: на плотность, кислотность, отсутствие антибиотиков. Только на это тратим более миллиона рублей в год. У нас молоко из "бабушкиного подворья" даже в охладитель не попадет, если не соответствует требованиям качества - а вы не представляете, как сложно добиться этого в личных хозяйствах!

    "Меркурий", по словам Аникановой, тут не помощник: с его появлением у кооператива только расходы возросли. Да только на селе - ничего не скрыть, и участники кооператива знают, что молоко, где нашли следы антибиотиков, перекупщики все равно забирают. Следовательно, оно в любом случае попадет на рынок окольными путями - иначе не было бы смысла это делать.

    - У нас же - если кислотность завышена, а наш партнер не сможет переработать сырье - оно возвращается владельцу, - продолжает председатель кооператива. - Поэтому мы и хотим, чтобы проверок малого бизнеса стало больше. Потому что работать в кооперативе сейчас сложнее, чем в одиночку. Так пусть у всех будут равные условия!

    Упаковать по правилам

    Сами переработчики тоже обеспокоены ситуацией с фальсификатом - ведь репутация, говорят менеджеры, качество коммерческое.

    - Наше сгущенное молоко еще не подделывали, - рассказал заместитель генерального директора Алексеевского молочного комбината Александр Рыжих. - Но мы стараемся, чтобы это было непросто. Конечно, покупатели должны быть внимательными - смотреть, что кладут в корзину. У каждого завода-изготовителя есть маркировка: у нас, к примеру, это М-86, и нужно, чтобы выбитый на банке код совпадал с данными на бумажной этикетке. Следует смотреть и на название завода, партию, смену, а еще - на качество самой упаковки. Добросовестные производители не экономят на этом, а кустарные - почти всегда. Мы тщательно следим и за качеством печати, и за четкостью цветов, и за читаемостью надписей на этикетке. Если же потребитель видит, что вид этикетки оставляет желать лучшего, то просто не стоит брать такой товар.

    Менеджер отдела внешнеэкономической деятельности этого же предприятия Елена Дубкова дает совет покупателям сгущенки: уже дома надо зачерпнуть ее ложкой и посмотреть, как продукт будет стекать.

    - Цельное сгущенное молоко с сахаром будет стекать плавно и равномерно, без засахаренных комочков, - поясняет она. - Если же возникли проблемы, лучше позвонить нам на горячую линию. Специалисты разберутся, почему был продан некачественный продукт. В принципе, регионы распространения указаны на нашем сайте, так что важно не полениться и лишний раз посмотреть, может ли на полке лежать товар под нашей маркой.

    Татьяна Аушева добавляет, что ситуацию усугубляет приграничное положение Белгородской области. Грузы с немаркированными продуктами питания часто задерживают и таможенники, и пограничники. Машины с сырьем неизвестного происхождения правоохранители обнаруживают и вдалеке от пунктов пропуска.

    - Многие предприятия Украины были ориентированы на российский рынок и поставляли в наши пункты пропуска свою продукцию, - поясняет Аушева. - Ситуация изменилась, но предприниматели, которые занимались реализацией этих товаров, остались. Как и заводы-производители. Конечно, у всех есть желание продолжать заниматься этим бизнесом. Если же мы находим подозрительную или некачественную продукцию, то материалы об этом передаем всем, кто заинтересован и может повлиять на ситуацию: и в правоохранительные органы, и в структуры власти: в тот же департамент образования, чтобы товар под определенной маркой уже не попал в детские сады или школы.

    Однако принятые меры нужного эффекта не дают, делают вывод эксперты. Поэтому и производители, и представители надзорных ведомств уверены: контроль нужно сделать жестче.

    Поделиться