25.09.2018 19:13
    Поделиться

    Цены на нефть пошли в рост: Эксперты рассказали, что будет дальше

    Путь к ста долларам за баррель открыт, но какие неожиданности могут быть впереди
    Нефтяные цены взлетели до максимума за последние почти четыре года (свыше 82 долларов за баррель) благодаря решению стран ОПЕК+ не наращивать добычу, опасениям из-за санкций США в отношении Ирана и проблем с добычей в Венесуэле.

    Дорожающая нефть, мораторий на покупки валюты минфином и налоговые выплаты поддерживают рубль. Если бы не продолжающийся отток капитала, его курс уже вернулся бы к уровню начала августа (62 рубля за доллар), когда после новостей о новых антироссийских санкциях США начались масштабные распродажи рублевых активов.

    Против экспорта иранской нефти санкции вступят в силу в ноябре, и, пока длится период адаптации к ним, возможны временные скачки цен нефти и до 90, и до 100 долларов за баррель, прогнозирует руководитель исследований Управления по ТЭК Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин. Но ситуация должна проясниться к началу 2019 года. Импортерам станут понятны масштабы реструктуризации поставок, вероятно, будут найдены дополнительные источники, и цены останутся в районе умеренно высоких уровней 70-80 долларов за баррель.

    Нефтяные цены зависят от того, удастся ли Евросоюзу, Японии и Индии обойти санкции США против Ирана

    В частности, ЕС располагает специальным блокирующим регламентом, который в теории должен защищать европейские компании от санкций и способствовать сохранению поставок из Ирана, хотя на практике его масштабное использование не очень вероятно. Участники ядерной сделки заявили, что планируют создать специальный механизм для расчетов с Ираном, чтобы сохранить возможность торговать с ним после восстановления санкций США. Япония традиционно пытается смягчить санкции на поставки нефти, поскольку она особенно зависит от импорта. Тем более "обходные" пути будут искать крупные развивающиеся импортеры, такие, как Индия, говорит Курдин.

    Предполагалось, что в "мягком" варианте выполнения санкций рынок может лишиться 0,5-1 миллиона баррелей в день - и это бы не сказалось сильно на равновесии. В "жестком" варианте речь идет о 1-1,5 миллиона баррелей в день до конца года, примерно как во время всеобщих антииранских санкций пятилетней давности. Пока этот последний вариант рассматривается как более вероятный. В таком случае на рынке в будущем году и даже в конце этого может возникать дефицит в районе 1 миллиона баррелей в день, если, конечно, другие игроки не будут активно компенсировать выпадающую добычу. Пока государства ОПЕК+ об этом не объявили, но все-таки регулярная встреча ОПЕК состоится в начале декабря, тогда и должны приниматься важнейшие решения. Кроме того, поскольку ОПЕК и ее партнеры по соглашению официально исходят из стопроцентного выполнения суммарной квоты на добычу, то при выбытии иранской нефти они могут заместить ее собственными поставками де-факто, и вряд ли кто-то будет протестовать, кроме, разумеется, самого Ирана.

    Ожидаемое повышение цены может стать и дополнительным стимулом для производителей нефти из стран, не входящих в соглашение ОПЕК+, прежде всего из Северной Америки - так что компенсационную функцию выполнят и они, прогнозирует Александр Курдин.

    Сланцевые производители могут быстро наращивать или снижать производство нефти в зависимости от конъюнктуры цен.

    Пока же передышка на нефтяном рынке и пик налоговых выплат позволяют рублю демонстрировать одни из самых лучших результатов среди валют развивающихся стран. На этой неделе компании должны выплатить, по оценкам Росбанка, около 1,1 триллиона рублей налогов, основные платежи должны были состояться во вторник (до 900 миллиардов рублей в виде НДПИ, акцизов и НДС). Для выплат компании активно продают валютную выручку, поддерживая тем самым курс рубля.

    Но тренд на его укрепление может прерваться уже в среду вечером. Следующей контрольной точкой станет объявление итогов заседания ФРС США: рынок уже заложил повышение ставки на 25 базисных пунктов, до 2-2,25 процента, но комментарии ФРС могут оказать давление на валюты развивающихся рынков. Рубль в этом случае не останется в стороне, несмотря на дорогую нефть, считают Денис Давыдов и Татьяна Евдокимова из Нордеа Банка.

    Коррекция рубля вызвала синхронный сдвиг вниз кривой доходности на рынке российского госдолга, и аналитики были уверены, что после впечатляющей паузы минфин на этой неделе возобновит проведение аукциона по размещению облигаций федерального займа. Однако этого не произошло: аукцион в пятый раз с конца августа не состоялся, на этот раз он отменен "в целях содействия дальнейшей стабилизации ситуации на долговом рынке". Последний раз минфину удалось разместить ОФЗ 29 августа, затем он либо объявлял аукцион несостоявшимся, либо вовсе его отменял. Очевидно, что минфин твердо намерен свести к минимуму уплату премий рынку, имея все еще рекордно высокую рублевую цену бочки нефти (5,3 тысячи рублей против "стандартного" диапазона 3-4 тысячи), которая позволяет обслуживать госдолг без новых размещений. На этом фоне планы минфина по чистому привлечению внутренних заимствований в 2019 году на 1,7 триллиона рублей выглядят достаточно условными.

    Поделиться