Поделиться

    Новый самолет-наблюдатель Ту-214ОН допустили к полетам над США

    Самолет Ту-2014ОН, предназначенный для наблюдательных рейдов по программе "Открытое небо", прошел обязательную сертификацию и может использоваться для выполнения международных инспекций над территорией государств-участников Договора. Об этом сообщил начальник российского национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков.

    Протокол об освидетельствовании специального лайнера представители 22 стран подписали в Вене еще в середине сентября. Тогда документ отказался визировать только один участник этой процедуры - посланец США. Причем без каких-либо объяснений и претензий к Российской Федерации. Столь демонстративный жест в общем-то можно было предвидеть. Своеобразное табу на допуск нашего нового лайнера к наблюдательным миссиям в чужом небе явно проистекал из решения Соединенных Штатов заморозить сотрудничество с РФ по "Открытому небу" . Причина - Москва якобы не выполняет обязательств, предписанных Договором. США обвинили Россию в том, что она, мол, с 2014 года ограничила полеты американских инспекционных бортов над Калининградской областью, а также вдоль границ с Абхазией и Южной Осетией. Москва, в свою очередь, имеет претензии к Вашингтону за длительные задержки при согласовании контрольных полетов над территориями США в Тихом океане. Нашим самолетам также запретили садиться на аэродромы авиабазы Робинс в штатах Джорджия и Эллсуорт в Южной Дакоте, которые ранее использовались для дозаправки и отдыха экипажей. В ответ появился аналогичный запрет на использование трех российских аэродромов.

    Эти разногласия еще не урегулированы. Но в Вашингтоне, похоже, не готовы окончательно свернуть взаимодействие с Россией по "Открытому небу". Свою подпись под протоколом об освидетельствовании Ту-214ОН представитель США все же поставил. "Таким образом, все имеющиеся на вооружении Российской Федерации типы самолетов наблюдения ( Ан-ЗОБ, Ту-154М Лк-1 и Ту-2140Н) имеют допуск к выполнению наблюдательных полетов над территориями иностранных государств, - заявил Сергей Рыжков. - Сертификация нового самолета наблюдения позволяет нам расширить возможности по эффективному выполнению наблюдательных полетов, в том числе и над территориями Великобритании, США и Канады".

    Что же это за самолет, и почему для нас так важно привлечь его к наблюдательным рейдам в рамках "Открытого неба"? Ту-214ОН специально сделан под эту программу. По уровню оснащенности он уникален в своем классе: подобной техникой для визуального контроля и фиксации не располагает ни одна из стран-участниц, включая США. К примеру, на других наблюдательных самолетах стоят простые пленочные фотоаппараты, а на российском - цифровая камера отечественного производства OSDCAM4060. Кроме того, в "Туполеве" интегрированы в единый комплекс средства управления, получения и обработки данных, бортовая аппаратура и ряд наземных комплексов. Только за один наблюдательный полет на Ту-214ОН можно получить сразу четыре вида информации - с цифровых аэрофотоаппаратов, инфракрасной и обычной видеокамер, а также с радиолокатора бокового обзора.

    Планируется, что новый наблюдательный борт наши специалисты станут, в том числе, использовать для контрольных миссий на Американском континенте. Но, скажем, на той же Аляске или Алеутских островах, где расположены военные объекты США, более 300 дней в году небо закрыто облаками. Вести там космическую разведку проблематично. Зато система наблюдения, установленная на "Туполеве", позволит самолету пролететь под облаками и добыть необходимую информацию. Разработчики системы обещают: звездочек на погонах американских военных международные инспекторы, конечно, не разглядят, но морской причал, ракетную шахту или радиолокатор увидят гарантированно.

    Досье "РГ"

    Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года и вступивший в силу 1 января 2002 года договор по открытому небу разработали для предотвращения агрессии против соседних государств. Сегодня он охватывает территорию более тридцати стран мира. Возможности международных инспекторов практически не ограничены. Они имеют право фотографировать передвижения войск и кораблей, а также снимать любые объекты армейской и флотской инфраструктуры. Копии этих снимков обязательно передают инспектируемой стране, а при желании - и каждому участнику договора. Главное требование - чтобы там четко распознавались основные виды военной техники.

    Поделиться