27.09.2018 14:05
    Поделиться

    Красноярску сделали "прививку" современного театра

    Пластика новаторского танца, замешанная на традициях психологического драматизма Станиславского, питаемая неожиданным прочтении классики и освоением форм постиндустриальной драматургии. Герой нового театра блуждает в иммерсивных лабиринтах, открывающих для восприятия все органы чувств, и все больше погружается в глубины собственной психики. Фестиваль-школа современного искусства "Территория. Красноярск", организованный при поддержке золотодобывающей компании "Полюс", сделал зрителям и профессиональному сообществу настоящую прививку будущего: раздражающую, заставляющую думать и позволяющую заглянуть за привычный горизонт.

    В феврале 1989 года произошло инопланетное вторжения. Событие, о котором более сотни лет грезило человечество, случилось без помпы и ничем не походит на свои фантастические прообразы. Жители маленькой деревни в Томской области больше озабочены талонами на продукты и выживанием, чем контактами с внеземным разумом. Событие всемирного значения безвестно растворяется во времени до тех пор, пока летом 2016-го года им не заинтересовывается группа театральных художников.

    Таков сюжет не фантастического фильма, а новаторской постановки "Музей инопланетного вторжения", которую привезло в Красноярск творческое объединение трех художников и продюсера: Леши Лобанова, Ксении Перетрухиной, Шифры Каждан и Александры Мун, взявших название"Театр взаимных действий". Кстати,постановка была номинирована на "Золотую маску" в конкурсе "Эксперимент" в нынешнем году.

    Декорации спектакля выстроены как музейная экспозиция, где актеры играют роль экскурсоводов. Зрители включены в действие и не сидят на месте, а следуют за куратором и знакомятся с экспонатами: рисунками ученых, интервью с очевидцами, реконструкциями скафандров и прочими следами присутствия инопланетной жизни. Реальные события того времени до смешения переплетаются в ней с вымыслом, так что иногда ловишь себя на мысли, что может быть так и было. И место постановки, как отмечали критики, в Красноярске было тому под стать. Бывший музей Владимира Ленина, где никогда не было ни одного реального экспоната, связанного с жизнью вождя русской революции, исключительно копии и новоделы. Чем не повод поразмышлять о достоверности истории и научного знания. Между тем за фантастической оболочкой спектакля кроются вполне конкретные и реальные смыслы. Авторы размышляют о проблеме ксенофобии, о тотальной тревожности, вытеснившей у человека радость и любопытство к жизни. Вот такой он современный театр, которому уже давно тесно в традиционном зале с колоннами и сценой.

    - Рад за сибиряков, благодаря "Территории. Красноярск"и компании "Полюс" у них появилась хорошая возможность раздвинуть рамки сложившегося представления о современном театре, - отмечает художественный руководитель красноярского Театра юного зрителя Роман Феодори. - Он очень разный. Может происходить в квартире, на улице, в музее, как в "Театре взаимных действий", или вообще не происходить. Быть в формате актера и даже зрителя.

    По словам арт-директора фестиваля"Территория. Красноярск", заместителя художественного руководителя Театра Наций Романа Должанского, изначально идея фестиваля базируется на отсутствии непреодолимых границ между жанрами и различными видами современного искусства. Совершенно очевидно, что последние 20 лет все самое интересное происходит на стыке различных культурных направлений.

    - Мы живем в ту эпоху, когда сосуществует множество укладов. Поэтому зритель должен быть готов - с ним могут заговорить на разных "языках" и, возможно, ему придется, первые 15 минут потратить просто на то, чтобы разобраться на каком из них с ним изъясняются. Ему нужно быть полиглотом, иначе ему окажется сложно отвечать. Если посмотреть программу ведущих международных фестивалей, то можно увидеть, что большинство постановок сейчас делаются вне пьес. Превалирует авторский театр. Текст пишет сам режиссер. Иногда вообще нет текста. Современный театр все дальше уходит от литературы. Акцент делается на личности актера. Зрителя чаще и чаще настойчиво вытягивают из уютных кресел и отправляют в приключение, порой довольно жесткое и необычное. Просто чувствуется, что прежние средства доставки смыслов уже плохо работают и авторы ищут новые способы коммуникации, - делится своими наблюдениями о последних тенденциях современного театрального процесса Роман Должанский.

    Инструментом и результатом таких поисков для многих прогрессивных коллективов стал иммерсивный театр, если переводить буквально - погружение в действие. Правда, как признается критик Глеб Ситковский, он до сих пор не имеет четкого понимания данного явления. Оно достаточно новое и определений его много, к тому же формирование его еще не завершилось. История иммерсивного театра творится буквально на наших глазах.

    Например, эксперты до сих пор спорят, является новый проект "В гостях. Европа" немецкой компании RiminiProtokoll, который показали в рамках фестиваля "Территория. Красноярск", театром вообще. Режиссер в нем предлагает зрителям быть участниками и актерами одновременно. Спектакль играется в обычных квартирах. Участникам предлагается просто обсудить, что они хотели бы изменить в жизни, кем бы хотели работать и сколько зарабатывать, геополитику и проблему эмиграции. Воспроизводятся посиделки на кухне. И зритель становится непосредственным участником представления.

    В иммерсивном театре в любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие со зрителем: завязать глаза и отвести за руку в другую комнату, могут обнять или поцеловать, а могут просто долго смотреть глаза в глаза. И позвать в интерактивное путешествие в глубины женского мозга как в "Лабиринтах Венеры" датского режиссера НуллоФачини. Проект представляет собой 28 таинственных комнат-инсталляций. При этом разрешается посетить только три, по воле жребия. Так что полностью локации еще не видел никто, кроме автора конечно, ведь второй раз на представление никого не пускают. Здесь пытаются задействовать все пять органов чувств, а не только зрение и слух как в традиционном театре. И актер определяет сам, как себя вести, в зависимости от человека, пришедшего к нему. В одной и той же ситуации тебя могут поцеловать, а могут и укусить, например.

    Важная составляющая иммерсивного театра - пространство, место, к которому привязана постановка. Зачастую такой спектакль может быть сыгран только в данной конкретной локации и больше нигде, как у французского конного театра Бартабаса "Зингаро". Это не цирк - там есть сюжет, свет, взаимодействие. Один из его спектаклей "Восход солнца" происходит в 5.30 утра, на фоне скалы во Франции. В итоге зрителям приходится собираться в пять утра к месту, где их ждет автобус, который отвозит их к нужной локации. Посмотреть спектакль можно было только "здесь и сейчас".

    -Зритель в традиционном итальянском театре-коробке приходил в театр словно в храм и был скорее прихожанином, нежели равноправным партнером, - рассказывает Глеб Ситковский. - Там некий жрец-режиссер вел вас через темноту к свету в другие миры, актер же выполнял роль сновидца, глазами которого мы смотрим историю. Иммерсивный театр предлагает самому совершать это путешествие. Погрузиться в сон и делать наяву то, что обычно происходит во сне.

    До сих пор одними из самых успешных остаются проекты лондонской группы PunchDrunk, как принято считать, родоначальника иммерсивного театра. Их постановки идут годами и обеспечивают финансовое благополучие этого независимого проекта. К сожалению, в нашей стране, констатируют специалисты, таких примеров фактически нет.

    - Во Франции, например, любой проект начинается с образования юридического лица, - рассказывает театральный критик, эксперт конкурса региональных театров "Полюс. Золотой сезон" Елена Смородинова. - Без этого претендовать на многочисленные гранты, на которые живут начинающие режиссеры и коллективы, невозможно. Получить их несложно, поскольку государство и различные фонды рассматривают такие начинания как вложения в социальную сферу. И там, действительно, театральные компании часто занимаются работой с бездомными, неблагополучными детьми, инвалидами.

    У нас, как правило, все иначе. Сначала готовится спектакль, непонятно где и в каком составе. Находят место, где сыграть, а уж затем как повезет. Так было у режиссера Дмитрия Волкострелова - первый его спектакль "Июль", знаменитый монолог маньяка,  сдобренный солидной порцией ненормативной лексики от Ивана Вырапаева, репетировали пять лет. Его премьера состоялась в театре "Особняк", где было холодно, а стулья приходилось буквально собирать по всем помещениям, чтобы усадить публику. При этом, как признавался позднее режиссер, он до сих не понимает, как их нашли зрители и откуда они узнали о спектакле вообще.

    Проекту повезло - его заметили критики, он был номинирован на премию "Прорыв". И тут Волкострелову уже пришлось задуматься, что делать со своим начинанием дальше. Как раз в то время пошла волна, когда собственники клубов стали искать постановки, которые можно в них сыграть. Ему и предложили заняться такими программами. Так начался "Театр Post", в том числе с юридической точки зрения.

    Иной путь развития независимых проектов показывает Pop-up театр Семена Александровского. У него вообще нет никакой постоянной площадки. Он всплывает со своими постановками в различных местах, порой самых неожиданных. Один из успешных спектаклей "Топливо"играли как в небольших клубах, так и на большом стадионе. В Красноярске его ставили на сцене Театра драмы имени А.С. Пушкина. Для спектакля нужен только проектор, актер и режиссер.

    Как показал прошедший фестиваль "Территория. Красноярск", интерес, желание, а главное идеи, как поработать с современными жанрами у профессионального сообщества есть и в регионах. Участвовавшие в нем актеры и режиссеры буквально заваливали именитых гостей вопросами с явным заделом на будущие новаторские спектакли, которые, скорее всего, не заставят себя ждать на театральных фестивалях, таких как "Золотая маска" или, например, на конкурсе региональных театров  "Полюс. Золотой сезон".

    Поделиться