27.09.2018 20:03
    Поделиться

    Российский бизнес готов вкладываться в обучающие сервисы

    Мировой рынок цифровых образовательных технологий (EdTech) к 2020 году, по прогнозам EdTechXGlobal, достигнет 252 миллиардов долларов. Каждый год он будет прибавлять по 17 процентов. Россия - лидер по приросту среди стран Восточной Европы. По прогнозам экспертов, в ближайшие пять лет отечественный сегмент EdTech будет расти примерно на 20 процентов в год, и к 2021 году его объем достигнет 2 триллионов рублей.

    На карте российских EdTech-стартапов сегодня есть проекты из самых разных ниш. Больше всего - в сегменте массовых открытых онлайн-курсов ("Открытое образование", "Постнаука"), также популярны языковые курсы (Skyeng, Linqualeo), корпоративное образование (Zillion, Eduson), обучение IT-специальностям (Нетология), обучение для детей (Кодабра, Алгоритмика).

    - Если говорить про рынок EdTech-стартапов в России в целом, то сами основатели верят в него больше, чем инвесторы, - полагает директор Акселератора Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Дмитрий Калаев. - В середине этого года вышло исследование Venture Barometer, и в топ-10 привлекательных ниш по мнению инвесторов EdTech не входит, а по мнению предпринимателей - как раз входит и находится на четвертой позиции, этот сегмент обходят только финансовые технологии (маркетплейс).

    По словам Калаева, рынок образовательных технологий сам по себе достаточно консервативный. Такие его участники, как школы, вузы или даже родители, которые платят за образование своих детей, уверен эксперт, больше ориентированы на традиционное образование и дипломы. Новому игроку сложно войти в этот сегмент. С другой стороны, обратил внимание Калаев, в прошлом году в сегменте EdTech произошли две значимые сделки: "Севергрупп" инвестировала в образовательный холдинг "Нетология-групп" (он был оценен в 50-60 миллионов долларов). А инвестфонды Baring Vostok приобрели долю в бизнесе онлайн-школы английского языка Skyeng.

    Участники рынка EdTech считают, что он обладает большим потенциалом развития в России. Пока он еще не сформировался в самостоятельную отрасль и находится на начальной степени развития, полагает директор по бизнес-развитию компании Skyeng Александр Ларьяновский.

    На карте российских EdTech-стартапов представлены проекты из самых разных ниш

    - С точки зрения годовой выручки, онлайн - это 5-6 процентов от офлайна, - рассказал эксперт. - На рынке мало действительно крупных игроков. Один из самых перспективных сегментов - обучение иностранным языкам. Это примерно 1 миллиард долларов в год. Люди постоянно путешествуют, а российские компании все чаще выходят на международный рынок - без знания иностранного языка это невозможно. Кроме того, всегда актуален сегмент дополнительного школьного образования. Это еще 2-3 миллиарда долларов в год. И третий большой сегмент - профессиональное образование, тоже порядка 2-3 миллиардов долларов в год.

    По словам Дмитрия Калаева, рынок находится, скорее, в стадии формирования именно технологий. "Сама образовательная индустрия, какой мы ее видим в вузах, в школах, еще находится в XVIII-XIX веке, и мы точно будем наблюдать ее изменения в ближайшем будущем. Другой вопрос, что эти изменения протекают медленнее, чем те изменения, которые мы видим, допустим, в сфере такси, когда буквально за 5 лет у каждого в телефоне оказывается Яндекс.Такси или Uber. В случае с индустрией образования цифровизация занимает все-таки не годы, а десятилетия. Но то, что через 10-20 лет мы будем совсем по-другому учиться и совсем другие стартапы будут образовывать экосистему, - это факт", - уверен эксперт.

    Один из самых перспективных сегментов - обучение иностранным языкам. Это примерно 1 миллиард долларов

    Участники рынка отмечают, что общество переходит к постоянному обучению в течение всей жизни. Идея того, что нужно получить диплом вуза и на этом закончить учиться, устаревает. По данным Babson Survey Research Group, в мире все большую популярность набирает смешанное обучение, которое сочетает в себе традиционные офлайн-формы и дистанционные форматы. Такие программы большинство экспертов считают не менее эффективными, чем полностью очное обучение, а в чем-то даже превосходящими его.

    - Однозначно онлайн способен полностью довести человека до конечного результата, - полагает Александр Ларьяновский. - Этим летом мы провели небольшое исследование того, как люди используют интернет для обучения и развития и как относятся к онлайн-образованию. Оказалось, что 98 процентов респондентов, которые пробовали онлайн-образование, остались довольны этим опытом, при этом 68 процентов считают его не менее эффективным, чем традиционное обучение.

    Современные технологии в образовании укрепляют свои позиции с каждым днем: появляется огромное количество разнообразных мобильных приложений, которые позволяют учиться почти каждую секунду - пока вы разблокируете свой телефон, читаете книги, смотрите фильмы или слушаете любимую музыку.

    Поделиться