285 лет мейсенской скульптуре: фарфоровая революция Иоганна Кендлера

Строго говоря, Иоганн Иоахим Кендлер даже не стоял у истоков создания мейсенской фарфоровой скульптуры: когда в 1710 году в немецком Мейсене появилась первая в Европе мануфактура фарфора, ему было 4 года. Зато после того, как в 1731 году он поступил туда на службу - в статусе придворного скульптора, на фабрике начались грандиозные перемены.

Первой работой Кендлера в новой должности стали внушительные скульптуры животных, заказанные для Японского Дворца в Дрездене. Проект оказался более, чем удачным, и с 1733 года талантливого мастера официально назначили Главным скульптором: именно этот год считается началом "скульптурного периода" мейсенской фабрики фарфора: он продлился до 1756 года.

Эпоха рококо, в которую жил и творил Кендлер, отличалась изощренными формами, и мастера того времени специализировались на сложных затейливых изделиях. Это были изысканные туалетные приборы, витиеватые зеркальные рамы, вазы с лепниной и рельефами и многочисленные изящные безделушки, которые охотно и в больших количествах покупали для украшения домов представители знати. Изделия Кендлера символизировал саму суть эпохи: молодость пролетает как миг, жизнь скоротечна и хрупка, как фарфоровая чашечка, которая так и норовит выскользнуть из пальцев... А значит нужно ловить ускользающие мгновения, наслаждаться красотой природы и окружать себя радующими глаз предметами.
Создаваемые Кендлером скульптуры отображали игривый причудливый характер рококо так же наглядно, как картины его современников Франсуа Буше или Антуана Ватто. В основе его работ лежали те же сюжеты, что и в живописи: пасторальные и мифологические сценки, персонажи комедии дель арте, изображения крестьян и животных, и даже "Обезьяний оркестр": образ обезьяны, насмешливой и дразнящей, был одним из символов эпохи.

В работе Кендлер проявлял не только ювелирное мастерство, но и немецкую педантичность: создавая очередную фигурку, была это любимая собачка заказчицы или продавец птиц, он старался соблюсти анатомическую точность и, при этом, наделить персонаж характером: чтобы изделие не было лишь банальной копией с натуры. Его персонажи никогда не отличались статичностью: Кендллер умел придать застывшей фарфоровой форме динамику, вдохнуть в нее жизнь.

Эстафету Кендлера подхватили его ученики, многие из которых стали признанными мастерами. А благодаря внушительному списку состоятельных заказчиков, украшавших свои дома скульптурами из мейсенского фарфора, работы "скульптурного периода", выполненные Кендлером и его последователями, сегодня можно увидеть во многих крупнейших музеях и галереях Европы, в том числе, московских.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставление фото антикварную галерею "Турандот Антик".