"Веном": могло быть лучше, но сойдет

С небес на Землю нашу горемычную рухнул звездолет, посланный неприкрыто илонмаскоподобным миллиардером Карлтоном Дрейком бороздить просторы галактики и возвращавшийся с образцами ползучей внеземной жизни. Один из них при падении сбежал, а остальных - названных симбиотами - миллиардер-гуманист стал насильно внедрять в бомжей, чтобы они подружились и слились в единый синергетический организм, способный обитать на других планетах. Потому что эта скоро накроется медным тазом, и надо бы куда-то отсюда линять.

Но симбиоты с подопытными что-то дружить не хотели. Пожуют, пожуют, да и выплюнут, привереды такие, ты посмотри. На удачу, в один прекрасный день мимо пробегал бывший журналист Эдди Брок, и симбиот Веном в нем комфортно обосновался.

Кстати, бывшим он стал из-за того самого Карлтона Дрейка: хотел в своем интервью вывести ушлого капиталиста на чистую воду, а тот разозлился и сделал так, чтобы Эдди и невесту его заодно погнали с работы. В результате из звезды телеэфира Эдди быстро превратился в обозленного на весь мир и гнилую олигархическую систему маргинала. И тут как раз в его голове объявляется Веном и задорно восклицает: "Э-ге-гей! Айда всем бошки откусывать!". Тем пуще прежнего рассудок бедняги помутняя.

Самое время на этой оптимистичной ноте выдвинуть фильму "Веном" очевидную и главную претензию. По поводу откусывания бошек. И по поводу возрастного рейтинга, который указанный процесс, должный быть смысловым центром произведения, бессовестно, с особым цинизмом выхолащивает. Можно понять, зачем так поступают люди из Sony Pictures: ничего личного, просто бизнес, "расширение границ рейтинга", ага. Но простить - никогда.

Даже Том Харди, который, по идее, обязан всячески расхваливать и защищать плод своих трудов, вздыхая, честно признается, что все его любимые сцены из "Венома" вырезали. Около 30-40 минут в общей сложности. И мы их никогда не увидим.

Но не стоит сильно расстраиваться. Ведь есть, во-первых, замечательная картина под названием "Апгрейд", которая вскоре выйдет в российский прокат. Если вкратце, там все то же самое, только с киберпанком вместо марвеловской вселенной, коварным искусственным интеллектом вместо симбиота и высококачественным клоном Тома Харди Логаном Маршаллом-Грином вместо самого Тома Харди. И с нормальным рейтингом. Потому что Netflix, в отличие от Sony, любит нас и хочет, чтобы мы были счастливы.

А во-вторых, не так уж все и скверно с "Веномом". Хуже, чем могло бы быть, но все еще способно доставить удовольствие. Сам Веном, громадный черный монстр с длинным слюнявым языком и хищной улыбкой, выглядит потрясающе. И когда расшвыривает людишек, и когда дерется с другим симбиотом, покрупнее и серенького окраса, и когда просто стоит, растопырив руки и рыча в небеса. Он красив как снаружи, так и натурою своей - этот кровожадный озорник, олицетворяющий темную сторону героя, которая прячется в каждом и с которой фильм учит договариваться ради борьбы со злом.

Предсказуемо хорошо смотрится Том Харди, дурашливо изображающий, как обычно, психопата: то в аквариум с живыми членистоногими запрыгнет, не раздеваясь, и примется грызть их прямо с панцирем, то начнет со своим внутренним демоном громко на людях пререкаться. Классика. Мишель Уильямс в роли подруги Эдди Брока также на себя Венома примеряет - для того она тут, в принципе, и нужна, - а сцена их страстного поцелуя (грудастой женщины-Венома и Тома Харди) наглядно поясняет, что именно подразумевается под этим "расширением границ рейтинга".

На взаимодействии пришельца и героя Тома Харди фильм целиком и строится. Он ему такой: "Давай всех убьем и съедим!". А тот в ответ: "Не, давай, конечно, но не всех, а только плохих". О прочих действующих лицах и сказать нечего. По сравнению с большинством современных фильмов от Marvel, зачастую необоснованно перегруженных драматизмом, "Веном" несколько простодыр. Мрачный, натуралистичный боди-хоррор в стиле Кроненберга, который сулили год назад (официально эту информацию, правда, никто не подтверждал), оказался лишь слегка мрачноватым, с черным юмором, старомодным, как в середине "нулевых", кинокомиксом. Про чрезвычайно симпатичного и обаятельного супергероя зато. И - пусть в кадре этого не показывают, но само знание греет сердце - заживо пожирающего негодяев.

3.5