- Политические ловушки отправленного в Константинополь украинского госзапроса на автокефалию, полного противоречий и неканоничности, заставляют нас следить за новостями в этой теме, как за событиями вокруг тайфунов и катастроф. Что происходит? Идет борьба разных взглядов и позиций по поводу того, как должно быть устроено мировое православие? Испытываются канонические права на то или иное действие?
Протоиерей Михаил Дудко: Нам трудно осознать до конца то, что сейчас происходит. И не только потому, что иногда недостает информации, но и потому, что истинные причины тех или иных событий пока скрыты от нас и, возможно, прояснятся лишь впоследствии. Предположения же, которые мы можем строить на основании имеющихся у нас фактов, пока тревожны и неутешительны.
В привычном мире взаимоотношений православных церквей друг с другом сейчас многое меняется. И особо остро встает важный вопрос - равны ли мы все в мировом православии или есть кто-то, обладающий большими, чем другие, властными и правовыми полномочиями, одни "равнее" других. Мы видим, что Константинопольский патриарх претендует уже не на символическое "быть первым среди равных" и носить почетный титул, но на власть в мировом православии, превращающую его, по мнению многих, во "Второго Папу Римского" или "Восточного Папу". Тенденция таких толкований почетных исторических привилегий очень многих пугает и настораживает. Это уж точно будет другое Вселенское православие, не похожее на то, что мы знаем, уважаем и почитаем сквозь тысячелетия.
- Это соблазн власти?
Протоиерей Михаил Дудко: Да, это соблазн власти. Мы читаем в Евангелии, как сатана трижды искушал Спасителя. Второе искушение было искушением властью. Это очень сильное искушение, Иисус Христос его отверг, а люди, увы, до сих пор склонны признавать власть за одну из высочайших ценностей жизни. Но нам, верующим христианам, надо возвращаться к Евангелию и думать о том, что дух братской любви важнее властных полномочий.
- Завершается научное издание всех документов по вопросам воссоединения Киевской митрополии с Русской православной церковью 1678-1686 годов. Это издание, готовящееся под руководством члена-корреспондента РАН Бориса Флори, будет завершено в конце года. А пока портал "Седмица" церковно-научного центра "Православная энциклопедия" начал предварительную публикацию исторических документов. Конечно, вдохновляет высокая прозрачность этого проекта. А благодаря публикации документов на русском языке у нас у всех есть возможность заглянуть в глубину трех веков и лично познакомиться с грамотами королей, письмами архимандритов и гетманов, речами "на отпуске царского посла".
Протоиерей Михаил Дудко: Но при этом мы должны понимать, что сегодня нам надо тормозить свою склонность оценивать документы и ситуации предшествующих времен по критериям, принятым в современном мире. "А ну-ка предъявите ваш томос, бумаги и доказательства" нормально звучит в XXI веке, но смешно и странно по отношению к тем временам и обстоятельствам, когда многое решалось не потому, что предоставлены все документы и подписи, а потому что созрела явная и ясная необходимость в чем-то, ни у кого тогда не вызывавшая сомнений.
В истории Церкви не только каноны, но и догматы формулировались не потому что важно было создать формальный корпус законов для жизни Церкви, а потому что из-за ересей, расколов и нестроений возникала необходимость проговорить что-то, что ранее всем было ясно и без слов.
- На том же портале "Седмица" есть очень интересная статья историка Владислава Петрушко "Флорентийская уния, Московский Собор 1441 года и начало автокефалии Русской церкви", в которой он, анализируя тогдашние тенденции поместных церквей приносить в жертву национально-политическим, "племенным" интересам интересы общецерковные, прямо говорит, что Русская церковь стала автокефальной не потому что стремилась к независимости по национально-племенному сценарию, а потому что, не обрети она эту автокефалию, она бы перестала быть православной церковью, потому что ее церковь-мать - с политическими целями - шла на унию, союз с Римом, отказываясь от православия. Верность православию, право остаться собой - вот что лежало в основе независимости Русской церкви.
Протоиерей Михаил Дудко: Это очень важный момент: у нашей независимости была серьезнейшая причина: Русская православная церковь была в то время хранительницей православной веры в отличие от Константинополя.
Но я лично смотрю на современную ситуацию как на конфликт в распадающейся семье. Люди предъявляют друг другу претензии, и все они справедливы и для постороннего наблюдателя убедительны. Но причина не в них, а в том, что из семьи ушло самое главное - любовь, которая единственная на самом деле дает возможности преодолевать противоречия - кажущиеся или явные. Всем сторонникам разворачивающихся перед нами процессов явно недостает этого "главного" - любви.
Мы же видим, как льется кровь и звучат обвинения другого в самых страшных грехах.
Украина и Россия - это семья, еще не забывшая, что она семья, а Константинополь - "третья сторона, посторонний наблюдатель", выслушивающий все на предмет одной лишь убедительности. Как священник, исповедовавший множество расходящихся, снова сходящихся, но когда-то точно любивших друг друга людей, я точно знаю, что в трагедию истощения или окончания любви нельзя влезать никакому "третьему".
- А если когда-то любившие друг к другу вернутся?
Протоиерей Михаил Дудко: Бог может сделать все. Но обращаться надо именно к Богу, а не к сидящему в Турции Патриарху.
- Читая на "Седмице" историческую переписку конца XVII века, я наткнулась в письме патриарха Иерусалимского на цитируемые им слова св. Григория Богослова: "яко играют в неиграемое". Это не метафора для происходящего сейчас? Не идет ли "игра в неиграемое", не подлежащее игре?
Протоиерей Михаил Дудко: Там, где на кону жизни - даже одного человека, а уж тем более народов и Церквей, надо быть невероятно осторожным и аккуратным, а игра, да, недопустима. Надо быть в контексте совместной, многовековой жизни России и Украины и знать все ее нюансы - "со стороны" они никогда не видны, а в них все дело.
- В храмах давно звучит молитва об Украине, о примирении в ней.
Протоиерей Михаил Дудко: Перед нами разворачивается огромная трагедия, и единственно важное и нужное, что может сделать внутри этой трагедии каждый из нас, - обратиться к Богу. С самого начала конфликта на Украине все священники Русской православной церкви на каждой литургии читают особую молитву о мире на Украине. Эту очень искреннюю молитву очень искренне воспринимают люди. И верят, что Господь поможет.
Но сейчас зазвучала еще и вторая молитва. Когда в отношения канонически связанных Русской и Украинской церквей влезает "третья сила" с претензией не только на роль третейского судьи, но и вселенского арбитра, который якобы вправе указывать другим Церквам, как им жить, в Литургию по решению Синода была включена молитва о всем вселенском православии.
- Но труднее всего сейчас православным на Украине...
Протоиерей Михаил Дудко: Сложно даже представить, насколько трудно тем, кто молится вместе с нами, но не здесь, а ТАМ. Люди там молятся о добре, а их молитва воспринимается теми, кто привык считать религию инструментом политики, как зло.
Как бы ни относиться к идее независимости Украины, подчинять ей Церковь недопустимо. Церковь - живой организм, чье призвание никак не сводится к необходимости быть придатком политической силы, даже самой лучшей.
Церковь - это корабль, плывущий из земной жизни в Царство Божие. Мы все, независимо от того, где мы живем, идем одним путем. В Церкви "нет ни эллина, ни иудея", ни украинца, ни русского, потому что мы плывем туда, где нет этих различий. А те, кто старается построить Церковь как "национальный корабль", должны понимать, что он не доплывет туда, где "нет ни эллина, ни иудея". Да, строители могут приобрести какой-то политический инструмент, но точно потеряют основной смысл.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"