10.10.2018 16:07
    Поделиться

    "Без меня": восставший из ада

    Восставший из ада

    Было у Димы две подруги: темненькая, Ксюша, и тоже темненькая, но крашенная в светленькую, Кира. Кира вся такая из себя шебутная, независимая, дерзкая, с мотоциклом. "Не смей мне тут указывать" и все такое. Ксюша , наоборот, тихая, покладистая, грустнявую музыку на пианинке сочиняет.

    Сначала Дима жил с Кирой, но потом встретил на заправке Ксюшу, назвал ее жирной, потыкал ей пальцами в инструмент и с Кирой жить передумал, сделав выбор в пользу Ксюши. А через какое-то время умер. Что, однако, не помешало ему и далее терроризировать обеих.

    Кирилл Плетнев, режиссер фильма "Без меня", подает его как светлую, трогательную мелодраму на сложную тему примирения с кончиной близкого человека. Но если чуть-чуть присмотреться, выглядит его опус как жестокий психологический триллер в формате torture porn. Типа "Пилы", только куда менее гуманный.

    Держа в уме очевидно напрашивающееся - "P.S. Я люблю тебя", - вспомним еще одно похожее кино. Три года назад итальянский оскароносец Джузеппе Торнаторе снял "Двое во вселенной" с Ольгой Куриленко и Джереми Айронсом. Не самая лучшая его работа, прямо скажем, но дело не в этом. Там герой Айронса, пожилой ученый-астроном, перед уходом в царство покоя разработал для своей молодой любовницы, которая Куриленко, хитроумный алгоритм, с определенной периодичностью доставлявший ей сообщения. Сообщения те содержали мудрые наставления - с целью помочь скорбящей постепенно справиться с потерей. При этом не таким уж однозначным персонажем, как может показаться, был этот ученый - жене, ребенку и другу лучшему он ничего такого не придумал.

    Не хочется никого ни в чем обвинять, но "Без тебя" - по большому счету, то же самое. С легкими вкраплениями "Достучаться до небес" и "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов". Кира, получив от безвременно почившего кавалера смску, приходит к Ксюше, и вдвоем они отправляются к морю, чтобы бросить в пучину его кулон, тем исполнив последнюю волю. Едут, красивые и печальные, на кабриолете, Земфиру слушают, ругаются меж собой. Кира, как было сказано, светленькая, но одевается в черное. Ксюша - темненькая, но исключительно светлое носит. Ну, вы понимаете: инь-ян, единство противоположностей, символизм.

    А чтобы поездка дамам не показалась легким приключением, Дима, гореть ему в аду, доводит их до нервного срыва и истерик, устраивая всеразличные каверзы. Помимо собственно текстовых посланий на мобильный, он подсовывает им "подарки", имеющие определенное личное значение для каждой. Кукла, например, о которой Ксюша мечтала, в туалете обнаружится, или кепку, которая на нем была, когда он Кире впервые в любви признался, бросит на землю кто-то из окна машины.

    Или вот: еще при жизни Ксюшу он усадил в лодку, зная, что плавать она не умеет, лодку запустил по направлению к водопаду, открыл коробочку с колечком и заявил, что пока не услышит "да", весла в руки не возьмет. Каков жених, а? И это не все. Склеив ласты, он решает повторить изощренную пытку, но подстраивает так, чтобы Ксюша уже самостоятельно в ночи плыла за колечком.

    Все эти ужасные вещи, которые проделывает мертвый, но опасный психопат, подаются на голубом глазу как проявление нежной заботы. Якобы свою дьявольскую игру он, как нам объясняют, затеял, чтобы девушки с горя руки на себя не наложили. Учитывая, что за время путешествия они совершают как минимум три попытки суицида - один раз даже в стиле "Исчезающей точки", - как-то слабо в этот мотив верится. Однако Кирилл Плетнев, судя по всему, никаких противоречий не видит.

    Искренне пожалеть жертв расчетливого маньяка с обостренным чувством собственной важности мешает лишь безбожно смехотворная игра актрис, их изображающих. И весь их роуд-трип с таким пошлейшим мелодраматическим надрывом подается, что того и гляди патокой стошнит. Актрисы друг на друга орут, размазывая сопли по макияжу, обнимаются и снова размазывают сопли, Риналь Мухаметов, исполнивший роль мучителя, читает лирические стишки, а в конце опять раздаются чарующие звуки пианинки - на крыше небоскреба, конечно.

    Вообще с позиций здравого смысла и феминизма (как раз тот редкий случай, когда эти позиции совпадают) "Без меня" имеет совершенно отчетливый гадкий шовинистский посыл: ничего-де бабы сами не могут без мужика, даже из мира иного приходится им споспешествовать. Который подается под сладким густым соусом любви неземной. Куда же, спрашивается, смотрит прогрессивная общественность? В Голливуде бы Плетнева за такое кино вмиг сожрали, выплюнули и растоптали. И правильно бы сделали.

    1

    Поделиться