10.10.2018 13:25
    Поделиться

    В Красноярск привезли картины Кандинского и Малевича

    Незнакомый Казимир Малевич, ширма Натальи Гончаровой с парижским пейзажем. Люди, познающие суть вещей посредством исследования их языком. Кинотеатр будущего с привязанными зрителями, бородатые рамы и другие новаторские изобразительные эксперименты от начала 20-го века до наших дней. В Красноярске при поддержке компании "Полюс" открылась выставка-ретроспектива произведений из собрания Московского музея современного искусства "Где я буду".

    Эпохальную для Красноярска выставку принимает у себя Музейный центр "Площадь Мира". Впервые жители региона смогут увидеть подлинники художников, совершивших революцию в мире искусства, навсегда изменивших его лицо. Выставка "Где я буду" полна сюрпризов и неожиданных открытий. Своего рода экскурс от русского авангарда до сурового нонконформизма и актуальных тенденций современности.

    - Для города это уникальный подарок: работы художников такого уровня и в таком количестве далеко не всегда можно увидеть, - отметил на открытии выставки заместитель директора Московского музея современного искусства (ММОМА) Алексей Новоселов. - Малевич, Бурлюк, Пиросмани - более 170 работ представлено на выставке в Музейном центре "Площадь Мира". Это уже вписанные в историю имена, которые знает любойзритель, даже не слишком искушенный. Мы ожидаем, что именно российский авангард как направление станет для красноярцев одним из самых интересных моментов выставки.

    Выставка стала частью фестиваля-школы современного искусства "Территория. Красноярск", который проводили в краевом центре золотодобывающая компания "Полюс", международный фестиваль-школа современного искусства "Территория" и Московский музей современного искусства.

    Авторы проекта рассчитывают, что каждый посетитель сможет ответить самому себе на вопрос "Где я буду". Почва для такого экзистенциального решения создана благодатная. Здесь причудливым образом перемешиваются и контактируют работы художников различных эпох. Тем самым стираются четкие временные границы, произведения освобождаются от контекста объективной реальности, окружавшего их создателей. Объемности добавляет пространство, в котором разместилась экспозиция. Культурный центр "Площадь Мира" - бывший музей вождя русской революции Владимира Ленина. В итоге, как признавались организаторы, выставка в нем приобрела иное звучание, это придало ее содержанию новые смыслы. Тем самым появляется возможность переосмыслить изученное и многократно описанное творчество известных художников различных поколений и взглядов на искусство.

    - Вся выставка построена на противопоставлении внутреннего и внешнего, - поясняет куратор проекта Мария Доронина. - В начальных пунктумах рассказ ММОМА о нашем ощущении от того места, где мы оказались. Начинается с произведения "Мягкая Родина" Дмитрия Цветкова. Такая красная узорчатая Россия. С одной стороны,дань уважения истории страны, а с другой - жест признания тому пространству, где проводится выставка. Михаил Брускин передает свои воспоминания о советском прошлом. Созданные скульптуры - солдатиков из пластика, пионеров - он закопал на несколько месяцев в землю. В результате они покрылись грязью и патиной - образ советского прошлого, с которым все еще сталкиваемся.

    Контрастны этому видеоинсталляции, в которых образы развиваются во времени или напротив цикличны, как у Елены Берг. На видеоинсталяции люди лижут стены. Ощущение, что персонажи сами превращаются из субъекта, в полную противоположность - своего рода украшение поверхности, интерактивный дизайн.

    Из внешнего мира, космоса выставка перетекает во внутреннее пространство человека. Начинается все с дома - с раскладушками Ивана Лунгина, на которых нарисованы городские пейзажи. Пространство жилища в экспозиции лишено каких-то интерьерных атрибутов. Единственный из них - небольшая картина одного из основоположников русского авангарда Михаила Ларионова "Бубновый валет", написанная в начале прошлого века. В остальном все доведено до абсолюта - обои и стены. Портрет жены поздней кисти Казимира Малевича начинает серию образов того, каким зритель мог бы видеть своих родных, живущих с ним в одном пространстве.

    Жилое пространство перетекает в другое внутреннее - тело. Граница между публичным и личным проходит где-то по кожному покрову. Как у московского концептуалиста Игоря Макаревича, часто обращающегося к образу мужского торса. Непосредственно с человеком тут же соседствуют животные - обезьянки Олега Кузьмина, точнее их чучела. Символ пустой внешней оболочки, без внутреннего содержания. Постепенно зрителю предлагается выйти за пределы телесного и покопаться в глубинах сознания. Графика Василия Кандинского, автора "О духовном в искусстве", задающая тон всему, что окружает смотрящего. Работы Эдуарда Штейнберга и Михаила Шварцмана - их творчество посвящено религиозному опыту. Здесь же рисунки архитектора-конструктивиста, прославившегося своими зарисовками, - материалами, которыми он иллюстрировал свои учебники и теоретические трактаты, Якова Чернихова. Он был уверен, что свобода абстрактного рисунка необходима для создания нового совершенного человека. Храм, абстрактные изображения освобожденного разума все это увязывается мечтой о граде Божьем, конструктивистской утопии.

    Далее кураторы выставки предлагают выйти в город. Он своего рода носитель коллективной памяти. В немнаслаиваются воспоминания и переживания: общие для многих, личные, самые разные. Так, художник Елена Кавылина пытается вернуть людей в прошлое. На месте КПП некогда разделявшей столицу Германии Берлинской стены она останавливает машины и просит показать документы, багаж, возрождая память об ушедшем событии. Стараясь не дать ей пропасть и раствориться в воздухе современности.

    Когда в городе становится тесно, авторы выставки предлагают расширить границы, пустившись в путешествие - своего рода осознание себя в другом месте в какой-то момент времени.

    - Путешествие и эмиграция - большой сюжет в русской культуре и искусстве. Ширма, оформленная Натальей Гончаровой, совершенно не характерная для нее работа. На ней изображен не современный ей Париж, а belleepoque прошлого. Воображаемая память художницы. Образ художника-скитальца НикоПиросмани, который много поездил по свету. Его подхватили и очень полюбили футуристы. Один из них - Давид Бурлюк, картина которого на выставке - прямое свидетельство его путешествия в Японию. "Путешествие пастора" работы Вадима Захарова, разъезжающего по югу России, длится так долго, что у рам даже успели отрасти настоящие бороды, - рассказывает Мария Доронина.

    Кинотеатр Сергея Шеховцова - аллюзия на фильм "Заводной апельсин", отправляет нас в будущее. Все зрители в зрительном зале привязаны к своим креслам. Возникает ощущение, что они просто обязаны наблюдать в 3D-очках за какой-то навязанной им реальностью. Есть и другие варианты. Будущее тут утопия и антиутопия, светлое и не очень, порой даже страшное.

    Все завершается образом чистого искусства, проходящего сквозь время и пространство. Как в серии Георгия Пузенкова, посвященной Моне Лизе. Посетителям она предстает скорее уже как слепок, символ, отпечаток образа. Искаженный сквозь время. Тем не менее он живет и остается, напоминая о том, что есть она настоящая. Возможно там, где вскоре буду я.

    Увидеть концептуальную выставку "Где я буду" еще можно в Музейном центре "Площадь Мира" до 28 октября.

    Кстати

    Пройти по выставке "Где я буду" можно вместе с персональным гидом. Московским музеем современного искусства совместно с золотодобывающей компанией "Полюс"реализуется проект "ASKme. Спроси меня об искусстве". Медиаторами становятся волонтеры. Желающих расширить свой культурный кругозор и интересующихся современным искусством учат рассказывать о художниках, разбираться в течениях и описывать концептуальные картины Кончаловского, Пивоварова, Кандинского, Кабакова, Лабаса и других представителей авангарда, нонконформизма, концептуализма. В течение месяца вместе со специалистами музея медиаторы готовились читать и обсуждать тексты о современном искусстве, собирать материал по выставке и продумывать форматы общения с посетителями. Лучшие гиды-волонтеры смогут в течение года посещать выставки Музейного центра "Площадь Мира", будут отмечены специальными подарками одним из организаторов мероприятия - компанией "Полюс", а также получат другие дополнительные бонусы. Но главный плюс - это удовлетворение от возможности поделиться чем-то прекрасным со своими земляками.

    Поделиться