На танцполе игры доброй воли
Начинается "Экстаз" с конца. Потом нас знакомят с героями, юными танцорами и танцовщицами, рассказывающими на собеседовании о себе и, в частности, о своем отношении к наркотикам. Большинство из них - это важно - к наркотикам относятся либо отрицательно, либо никак. Затем мы переносимся в актовый зал какого-то загородного пансионата или типа того, где все эти танцоры репетируют. Следует длинная сцена коллективного навороченного танца, без склеек, естественно, до одури выпендрежная, но без разговоров крутая. Умеют ребята. И Ноэ умеет. Кто бы сомневался.
Вдоволь натанцевавшись, плясуны-виртуозы переходят к легким возлияниям сангрией. Разбиваются по парочкам и меж собой беседы ведут. Из обрывков их не шибко интеллектуальных диалогов становится ясно, что, кроме избранного рода деятельности, секса и сплетен, этих персонажей мало что в жизни интересует. Да чего уж там, вообще ничего. Поэтому то, что происходит с ними дальше, не заставляет им сколько-нибудь сочувствовать.
А происходит следующее. Кто-то в ту сангрию, которую они за милую душу хлещут, добавил секретный, так сказать, ингредиент. Причем, судя по всему, не пожалел дорогостоящего запрещенного продукта, нормально так с товарищами поделился. И в скором времени ребят и девчат начинает беспощадно плющить, глючить и колбасить под невозмутимо долбящую по перепонкам музыку. Притом - что именно видят и ощущают коварно одурманенные, нам не показывают, предлагая любоваться исключительно внешними проявлениями интоксикации.
Зрелище это, безусловно, впечатляющее. Отчасти оно напоминает культовую социалку о вреде марихуаны Tell Your Children - в том смысле, что актеры изображают состояние измененного сознания старательно, но слишком утрированно. В конце концов, если бы все действительно обстояло вот так, то человечество вряд ли пережило бы шестидесятые. Но еще сильнее "Экстаз" похож на реконструкцию ночи выходного дня в сельском клубе где-нибудь в российской глубинке: кто-то подрался, не поделив даму сердца, кто-то обмочился прямо на пол, кто-то в сторонке предается любовным утехам. Только речь слышится французская вместо русского мата, а так - местами стопроцентное попадание в образ.
Но такими мелочами Ноэ не ограничивается. Массовая агония набирает обороты, и чем дальше, тем выше растет градус жуткого безумия. Чудовищные, шокирующие сцены сменяют друг друга, чтобы… да черт его знает. Наркотики - это плохо, понятненько? Вот настолько вот плохо. В конце концов, Гаспар Ноэ всегда был и остается в большей степени выпендрежником, чем кем-либо еще. Но чрезвычайно талантливым, надо признать. Гротескный бэд-трип "Экстаза" гипнотизирует. Смотришь на эти мерзости - и взгляда не оторвать.
Еще, правда, есть в фильме отдельное развлечение, на случай, если вдруг надоест гипнотизироваться, - попытаться вычислить, кто же тот злоумышленник, всех отравивший. Такой себе мини-детектив, маленький тренажер для ума. В принципе, для этого не надо быть Шерлоком Холмсом. Хотя и Шерлок Холмс бы даже к дедукции не прибегал - потому что сам был на короткой ноге с неодобряемыми законом веществами. А разгадав метод вычисления, его можно далее и на практике его применить. Мало ли, вдруг в похожих обстоятельствах окажетесь - не дай Бог, конечно, - тут-то вам опыт, полученный благодаря Гаспару Ноэ, и пригодится. Вот вам и польза от его фильма.