11.10.2018 12:12
    Поделиться

    На танцполе игры доброй воли

    Куралес, свистопляс, сухожилокостотряс
    Помните, был такой анекдот, который начинается словами "а давайте Васю разыграем…"? Так вот, "Экстаз" Гаспара Ноэ, если отбросить весь его фирменный выпендреж, не что иное, как очередной ремейк этого анекдота.

    Начинается "Экстаз" с конца. Потом нас знакомят с героями, юными танцорами и танцовщицами, рассказывающими на собеседовании о себе и, в частности, о своем отношении к наркотикам. Большинство из них - это важно - к наркотикам относятся либо отрицательно, либо никак. Затем мы переносимся в актовый зал какого-то загородного пансионата или типа того, где все эти танцоры репетируют. Следует длинная сцена коллективного навороченного танца, без склеек, естественно, до одури выпендрежная, но без разговоров крутая. Умеют ребята. И Ноэ умеет. Кто бы сомневался.

    Вдоволь натанцевавшись, плясуны-виртуозы переходят к легким возлияниям сангрией. Разбиваются по парочкам и меж собой беседы ведут. Из обрывков их не шибко интеллектуальных диалогов становится ясно, что, кроме избранного рода деятельности, секса и сплетен, этих персонажей мало что в жизни интересует. Да чего уж там, вообще ничего. Поэтому то, что происходит с ними дальше, не заставляет им сколько-нибудь сочувствовать.

    А происходит следующее. Кто-то в ту сангрию, которую они за милую душу хлещут, добавил секретный, так сказать, ингредиент. Причем, судя по всему, не пожалел дорогостоящего запрещенного продукта, нормально так с товарищами поделился. И в скором времени ребят и девчат начинает беспощадно плющить, глючить и колбасить под невозмутимо долбящую по перепонкам музыку. Притом - что именно видят и ощущают коварно одурманенные, нам не показывают, предлагая любоваться исключительно внешними проявлениями интоксикации.

    Зрелище это, безусловно, впечатляющее. Отчасти оно напоминает культовую социалку о вреде марихуаны Tell Your Children - в том смысле, что актеры изображают состояние измененного сознания старательно, но слишком утрированно. В конце концов, если бы все действительно обстояло вот так, то человечество вряд ли пережило бы шестидесятые. Но еще сильнее "Экстаз" похож на реконструкцию ночи выходного дня в сельском клубе где-нибудь в российской глубинке: кто-то подрался, не поделив даму сердца, кто-то обмочился прямо на пол, кто-то в сторонке предается любовным утехам. Только речь слышится французская вместо русского мата, а так - местами стопроцентное попадание в образ.

    Но такими мелочами Ноэ не ограничивается. Массовая агония набирает обороты, и чем дальше, тем выше растет градус жуткого безумия. Чудовищные, шокирующие сцены сменяют друг друга, чтобы… да черт его знает. Наркотики - это плохо, понятненько? Вот настолько вот плохо. В конце концов, Гаспар Ноэ всегда был и остается в большей степени выпендрежником, чем кем-либо еще. Но чрезвычайно талантливым, надо признать. Гротескный бэд-трип "Экстаза" гипнотизирует. Смотришь на эти мерзости - и взгляда не оторвать.

    Еще, правда, есть в фильме отдельное развлечение, на случай, если вдруг надоест гипнотизироваться, - попытаться вычислить, кто же тот злоумышленник, всех отравивший. Такой себе мини-детектив, маленький тренажер для ума. В принципе, для этого не надо быть Шерлоком Холмсом. Хотя и Шерлок Холмс бы даже к дедукции не прибегал - потому что сам был на короткой ноге с неодобряемыми законом веществами. А разгадав метод вычисления, его можно далее и на практике его применить. Мало ли, вдруг в похожих обстоятельствах окажетесь - не дай Бог, конечно, - тут-то вам опыт, полученный благодаря Гаспару Ноэ, и пригодится. Вот вам и польза от его фильма.

    4
    Поделиться