11 октября 2018 г. 00:25

"Девки влопались в него, это комсомолец!"

В Москве открылась выставка, посвященная 100-летию комсомола
Послереволюционный лубок. "Есть парнишка на селе, чернобровый хлопец: девки влопались в него, это комсомолец". Фото: из собрания Музея современной истории России
Послереволюционный лубок. "Есть парнишка на селе, чернобровый хлопец: девки влопались в него, это комсомолец". Фото: из собрания Музея современной истории России

В Музее современной истории России - новая выставка, которую стоит посмотреть. Причем не только членам Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (бывшим или тем, кто к таковым себя не причисляет, до сих пор сохраняя членский билет), но и тем, кто строит будущее сейчас.

Геннадий Янаев, председатель Комитета молодежных организаций, а впоследствии руководитель ГКЧП, и коммунистка Анжела Дэвис (слева) в Москве. Середина 1970-х. / из собрания Музея современной истории России

Официально комсомол прекратил существование даже раньше, чем распался СССР. Постановление об этом было принято за пару месяцев до того, как Союза не стало. Правда, у некогда главной движущей силы страны сил и желания жить не осталось не в 1991-м, а раньше. У каждого своя версия, когда именно. Как и версия, какое же событие в истории ленинского комсомола стало главным? Строительство метрополитена? Освоение целины? БАМ?..

На выставке комсомольцы представлены с положительной стороны. Бравые ребята и девчата-агитаторы. Активные общественники. Энтузиасты-строители. Люди, которые стремились изменить что-то в государстве и обществе. Зачастую с чувством, превышающем инстинкт самосохранения.

Кажется, и теперь у государства (и у какой-то части общества) есть запрос на "новый комсомол", учитывая количество людей в молодежных организациях и форумах, которые проходят в России.

Фарфоровая скульптура. Владимир Ленин и Надежда Крупская со студентами Высших художественно-технических мастерских. / Артем Локалов

На выставке нет рассказов о богоборческой деятельности комсомольцев, сожженных иконах и прочих "перегибах", о том, как сложились судьбы первых секретарей ЦК ВЛКСМ, наконец. Ведь семеро человек были репрессированы в 1930-х, а шесть из них - расстреляны. Лишь один выжил в лагерях - Александр Мильчаков.

- Да, мы намеренно сосредоточились на позитивных моментах. Название выставки, напомню, - "Энергия созидания". Хотели показать достижения комсомола, людей, которые мечтали о лучшем и создавали его. По сути, были подвижниками, - говорит ведущий научный сотрудник Музея современной истории России Ярослав Полестеров.

В экспозиции есть и послереволюционный лубок. На картинке девушки влюбленными глазами смотрят на чернобрового прарнишку с азбукой в руках. Автор отмечает, что - это комсомолец, а девушки в него "влопались". Есть и тачка с "козой" - так называлось приспособление для переноски кирпичей. При помощи них комсомольцы работали на первой ударной стройке - Волховской ГЭС...

Организаторы выставки признают - ВЛКСМ превратился в формальность и в итоге вовсе исчез вместе с партией. Но им дороже глаза "навеки девятнадцатилетних" из документальной хроники: "Смотришь на счастливые и чумазые лица тех, кто рвался из удобных городов в палаточную сырость и зной, кто гордился не новой иномаркой, а выцветшей целинкой (так называлась куртка) в многочисленных нашивках, и тогда понимаешь, что бесследно такое исчезнуть не может".

Не исчезли те, кто носил целинки. Кто колесил по стране с агитбригадами. Кто не просто мечтал о светлом будущем, но и создавал его. Так жили многие. Знакомились. Дружили. Влюблялись. Создавали свою моду, наконец.

Комсомольские кожанки и штурмовки готовят к показу. / Артем Локалов

После революции девушек, агитировавших за вступление в колхоз на селе, называли краснокосынщицами или "красными свахами". Другие, городские, как правило, носили кожанки и штурмовки.

- Это было в 1920-х, - объясняет Ярослав Полесетров. - Послевоенный атрибут. Для  1930-х характерен уже другой образ. Если говорить про летний, то это легкие светлые одежды.  Почему-то популярны в ту пору были тюбетейки и вышиванки. Но тогда никто особо не думал о национальных особенностях - все жили в одном интернациональном государстве.

Так комсомольцы одевались в 1930-х. / Артем Локалов

Правда, на Кавказе еще одним обязательным "атрибутом" гардероба было оружие.

- Без него там, как мне рассказывали, комсомольцам было никак - иначе убивали. Поэтому выдавали оружие, - говорит главный хранитель оружия Музей современной истории России Роман Шепарев, показывая пистолет из экспозиции.

А из динамиков в это время звучит песня "Комсомольцы-добровольцы" о том, как можно счастье найти...

 

Выставка "Энергия созидания: 100 лет комсомолу" продлится в Музее современной истории России до 25 ноября.