В Москве представили книгу "Протокол Президента Российской Федерации"

В понедельник в Доме приемов МИД прошла презентация уникальной книги, написанной уникальным специалистом, который фактически с нуля создавал службу президентского протокола в России и заложил основы церемониала первых лиц в новейшей истории нашей страны. Теперь с энциклопедией "Протокол Президента Российской Федерации" могут познакомиться и специалисты, и все, кто интересуется "кухней" мировой политики. Сам автор-составитель Владимир Шевченко, возглавлявший президентский протокол в 1992-2000 годы, был рад поделиться своим опытом.

На презентации выступил министр иностранных дел России Сергей Лавров, признавший выход книги "знаковым событием". Глава МИД России назвал Владимира Шевченко "легендарным человеком, который работал на ответственнейшем участке" и с президентом СССР Михаилом Горбачевым, и с первым президентом РФ Борисом Ельциным, и затем с действующим главой государства Владимиром Путиным. По словам Сергея Лаврова, книга позволяет проследить, "как непросто складывается судьба протокола, в котором есть и очень серьезные вещи, и некоторые казусы, неизбежные в дипломатической деятельности". "В протоколе не бывает мелочей, и он должен быть гибким", - заключил Сергей Лавров, напомнив о бурном развитии форм межгосударственного общения, которое обогатилось встречами без галстуков или форматом переговоров тет-а-тет.

- Меня часто спрашивают, бывали ли в нашей практике "проколы"? - говорит Шевченко. - Знаете, мы как минеры, идущие по полю: сделал шаг - жив, наступил не туда - "до свиданья"! Могу честно сказать, что у нас не было крупных провалов. И уж точно не случалось такого, чтобы для президента не нашлось зонтика или ему венок на голову упал.

О том, что в протоколе не бывает мелочей и как эти мелочи порой бывают важны в масштабах мировой политики, рассказал первый заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации Алексей Громов, который в 1996 году возглавил пресс-службу главы государства. Он привел эпизод во время встречи Бориса Ельцина "с руководителем другой большой страны", у которого был "очень амбициозный" пресс-секретарь. "Подготовка к переговорам шла очень тяжело. Мы договорились, что с каждой стороны будет по 19 журналистов, и буквально считали их по головам на входе", - вспоминает Громов. Внезапно партнеры привели еще одного своего звукооператора. Когда Владимир Шевченко разобрался в ситуации, то поставил вопрос ребром: либо на освещение пускают двадцатого нашего журналиста, либо президент России вовсе не выйдет на встречу. Риск себя оправдал: через три минуты еще одному корреспонденту российского пула разрешили пройти в зал.

Владимир Шевченко: мы как минеры, идущие по полю. Сделал шаг - жив, наступил не туда - "до свиданья"

Владимир Шевченко знает, что в Кремле его в шутку прозвали "человеком-хронометром":

- Когда ко мне приходят молодые специалисты и говорят, что хотят работать в протокольной службе, я им задаю один вопрос: "Готовы ли вы забыть о себе и думать только об окружающих?". Конечно, моя работа сложная, суетная, но я знаю, что она служит для блага общего дела.

Из первых уст

О некоторых секретах протокольной службы Владимир Шевченко рассказал "РГ".

О ФАКТОРЕ СПОНТАННОСТИ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

- Вы должны понимать, что подготовка визитов - всегда длительная кропотливая работа, поэтому в протоколе случается не так много спонтанных моментов, но к ним нужно быть готовым. Например, когда Михаил Горбачев и Рональд Рейган договаривались о месте встрече, то они вдруг решили провести ее "где-то на полпути друг к другу", между Россией и Америкой. А где это? Отмерили по линейке четыре сантиметра в одну сторону, четыре - в другую, и вышел Рейкьявик. А встреча вошла в историю.

О ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ НА СЛУЖБЕ ПРОТОКОЛА

- Протокол - это всегда очень тонкая материя. Тут нужно учитывать действия не только первых лиц, но всех, кто входит в переговорный процесс. И, конечно, понимать ментальность и традиции стороны, с которой вы готовите переговоры. Например, не стоит японскому визави преподносить каллы - такие элегантные белые цветы, потому что в Японии с ними обычно ходят на кладбище. С другой стороны, странно возмущаться тем, что президент России дарит букет канцлеру Германии. Я не понимаю, что так не понравилось немецким СМИ - это просто естественный для нас знак внимания по отношению к женщине. Иногда надо рассуждать с точки зрения здравого смысла, а не протокола, хотя в случае с букетом для Меркель он нарушен, конечно же, не был.