Джазовая певица появилась уже в первый день фестиваля - в интерлюдии к балету Славы Самодурова "Приказ короля", придуманному по идеям Петипа.
Потом на экране Ельцин-центра показали дивертисмент из немых кинофантазмов Мельеса и музыкальных композиций современных авторов - образы из фильмов явственно перекликались с пластикой и эстетикой хореографических фантазмов "Приказа короля". Потом эпохи смешались в упоительной "Кармен", поставленной в Екатеринбурге Александром Тителем: солдаты приезжают на трамвае, контрабанду возят грузовиками.
Потом на сцене академической оперы образовался почти безмолвный спектакль новосибирского театра "Старый дом" "Снегурочка". Естественно, по мотивам Островского, но без единого слова и либо под гробовую тишину, либо под звуки свистулек, гармошек, трещоток, свиристелок, падающих досок и прочих разных дудок.
Спектакль скоморошеский, языческий, смешной и трагичный, виртуозно выстроенный по ритму и пластике, демонстрирующий отменную выучку артистов (режиссер Галина Пьянова, а свисты, скрипы, лязги, шорохи, попискивания и потрескивания организованы в музыку композитором Александром Маноцковым).
В повадке, экстерьерах и пластике персонажей то и дело узнаешь персонажей старых фото балетных кумиров прошлого или сказочных картин Роу, или смутно знакомого мультика. Жители берендеева царства - слегка марсиане, но с явственным славянским акцентом, слегка из палеозоя, но с налетом современной цивилизации к финалу.
Как и "Приказ короля", это путешествие сквозь время, ставшее одним из лейтмотивов фестиваля: доспехи могут смениться дирижаблем и спутником, наскальный рисунок телекамерой, но натура человека все та же. Как и способы выражения художественных идей, где для сочинения шедевра сгодится любая палка-вилка-барабан - был бы талант.
Снегурочка тут стынет от бесчеловечия, она единственная, кто пытается запеть, издавая звук тихий и жалобный - соборная акустика екатеринбургского театра доносит эту жалобу до каждого уха персонально, словно ее вам прошептали. И есть красотка Елена Прекрасная - богатырь-девица, статная да неумолимая, такая в горящую избу войдет и камня на камне там не оставит. И только одного нет - гармонии и душевного равновесия, что зовется счастьем.
В предпоследний день фестиваля приехала хореографическая труппа Inbal Pinto & Avshalom Pollak Dance Company из Тель-Авива со спектаклем "Устрица". Вновь на стыке жанров: чуть пантомимическое шоу в стиле Полунина, чуть феллиниевского цирка, чуть пародия на оперу - сцена кровавой ревности из "Паяцев" разыграна в духе площадного театра масок. Ночь в музее, только вместо ожившего средневековья - ожившие Пьеро и Мальвины, ведомые косматым существом, - подобием Карабаса-Барабаса - хозяина этой шкатулки музыкальных чудес. И все это скреплено лейтмотивом - хрустальным перезвоном Kiss Me Once, Kiss Me Twice Кимберли Рэя. Спектакль опять-таки вобрал ассоциации с образами кино, балагана, прорисованного тонким пером шаржа и кукольного театра, доказывая, что шедевр можно создать гирляндой лампочек, торшером, ширмой и двенадцатью человеческими фигурами.
Последний день фестиваля - остроумная екатеринбургская "Пахита" Вихарева и Самодурова, где балетная классика и кинематограф начала ХХ века вместе сложили новую гармонию века XXI: первый акт - велеречивый балетный театр времен Петипа, второй - немой кинотриллер в духе немецкого экспрессионизма с тапером в углу сцены, третий - артистический буфет и шикарное гран-па для финала. Вавилонское столпотворение эпох, стилей, жанров и видов искусства просверкнуло, ошеломив, но было ясно: именно в этом союзе - воодушевляющие перспективы.