"На границе миров": все о гендерной небинарности и троллях

Тина - неопределенного возраста страхолюдина с необычайным сверхъестественным талантом: людей насквозь видит. Вернее даже - чует. И потому является ценным сотрудником таможни у паромной переправы. Ни один контрабандист мимо нее не прошмыгнет. Бдительно всех обнюхивая, она безошибочно определяет, если кто-то что-то постыдное или незаконное прячет.

Пока в один прекрасный день не попадается ей странный пассажир. Со странной коробочкой в чемодане. И наглой ухмылкой на таком же, как у нее, уродливом лице. Тут и вынюхивать нечего, сразу понятно: что-то скрывает, шельма, к бабке не ходи. Но обыск никаких результатов не дает. Что лишь раззадоривает любопытство Тины.

Швед иранского происхождения Али Аббаси дебютировал как режиссер два года назад вялотекущей драмой о радостях материнства и дауншифтинга "Шелли", угрюмо ковыляющей по давно остывшим следам "Ребенка Розмари". У нового фильма Аббаси, "На границе миров", уже более прочная и свежая основа - рассказ Юна Линдквиста "Граница". Того самого, что написал "Впусти меня" - дважды экранизированный роман о кровососущей девочке и ее юном друге. Что-то среднее между хоррором, городским фэнтези и черт знает чем.

"На границе миров" - тоже, в общем, черт знает что и городское фэнтези. Главные герои - тролли. Причем гендерно небинарные и бодипозитивные. С хвостиками и разными другими неожиданными особенностями физиологии. У Тины, обнаруживаются, к приятному удивлению и последующему удовольствию, мужские репродуктивные органы, тогда как новый ее знакомый, Вуре, щеголяет женскими. И открывает ей дивный новый мир, в котором можно лакомиться вкусными насекомыми, скакать по полянкам голышом, любить себя и познавать свою сексуальность.

В отличие от других современных фильмов, показывающих бытие не-таких-как-все через розовый светофильтр и противоставляющих "нетаковость" "нормальности" в пользу первого, "На границе миров" куда более трезво и приземленно смотрит на вещи, грустно, зато честно констатируя, что вообще-то уникальность - не подарок. Потому что вероятность встретить того, кто на тебя похож, в таком случае крайне мала. И к тому же не факт, что этот представитель редкого вида не окажется гнусным мерзавцем.

То, что гендерно небинарные бодипозитивные существа - еще и тролли, причем объективно страшные и характером далеко не белые и пушистые, трудно воспринимать иначе, как троллинг. Причем направленный не только в сторону гендерно небинарных граждан, но и, учитывая наличие красочных сцен нетрадиционной близости, в сторону тех, кто по отношению к оным испытывает фобию. Однако прежде всего следует все же отметить фантазию и изобретательность автора первоисточника, который переосмыслил скандинавский фольклор, сам его немного допридумал - в части механизма размножения троллей - и ловко внедрил в нынешние реалии.

Али Аббаси, в свою очередь, придал рассказу Линдквиста еще больший объем, введя дополнительно детективную линию, по-новому расставляющую акценты в драматургии. А специалисты по гриму, сами того не ведая, сделали мифологических персонажей удивительно похожими - с некоторых ракурсов так вообще не отличишь - на Александра Ревву. Как будто с него ваяли. Что, если подумать, многое могло бы объяснить. Кстати, в конце выясняется, что настоящее имя главной героини - Рева. Совпадение? Ой ли?

4.0