Почему Гоголь в "Гоголе" не переодевается

Журнал
    24.10.2018, 18:20

"Гоголь. Страшная месть", заключительная часть киносериала о мистических приключениях Николая Васильевича, с сегодняшнего дня официально доступна в Сети - в онлайн-кинотеатре ivi. По такому случаю "Кинократия" подготовила два интервью с создателями фильма. О том, почему жители Диканьки не носят вышиванок, а одежды персонажей не соответствуют исторической эпохе, и из чего сделан зловещий образ Черного всадника, рассказывает художник по костюмам Виктория Игумнова.

Почему костюмы в "Гоголе" не соответствуют исторической эпохе?

Виктория Игумнова: Это кино - стилизация. Задачи придерживаться стиля эпохи, в которую происходит действие, не стояло, и документальной точности не требовалось. К тому же в "Гоголе" все основные события происходят в деревне, где большая часть местных обитателей живет не один век, так что и привязывать их к конкретному периоду не имело смысла. Наконец, начало XIX века - это море стилей: и ампир, и реставрация, и бидермайер, и романтизм… Все эти стили, разные, яркие, индивидуальные, - все нашли свое отражение.

Мы постарались приблизительно обозначить время, но немного осовременить костюм, его силуэт и материал. Какие-то приметы времени мы оставили. Например, в 20-е годы XIX века в моду вошли булавки для галстуков. Мы этим воспользовались и украсили ими некоторых наших героев. Но мы намеренно отказались от широких рукавов-"фонариков", чтобы девушки не были похожи на свадебные торты, а также от высоких воротников и широкоплечих фасонов. Все это подчеркнуло бы время, но могло придать комичности персонажам, а мы старались этого избегать.

Какие еще задачи ставил Егор Баранов?

Виктория Игумнова: Например, непростой задачей было минимизировать цветовую гамму, добившись практически монохромной картинки, и в то же время выделить каждого героя, передать его характер.

Костюм Гоголя соответствует историческому?

Виктория Игумнова: Настолько же, насколько и все другие костюмы в фильме. Гоголь в фильме носит крылатку, сюртук, жилет и пластрон - шейный платок. Эти вещи сейчас не носят, но по крою и материалу они - современные. Еще у Гоголя есть цилиндр, который вполне соответствует эпохе. А вот перчатки не такие, какие должны были быть, и сапоги у него на молнии, чего тоже в то время быть не могло. Но нас это не пугало, потому что, повторюсь, это стилизация. Черный цвет в костюме тоже не случаен, он символизирует тьму, мрак, траур, смерть.

Образ Гоголя в картине не вполне соответствует общепринятому. Кто-то в описании поэта говорит о его неряшливости, неухоженности, а много и тех, кто считает, что Гоголь много думал о том, как бы нарядиться покрасивее. Нам важна была узнаваемость в персонаже, чтобы даже мельком взглянув на него, зритель понимал, что перед ним - Гоголь.

Художник по костюмам Виктория Игумнова. Фото: ivi

Почему Гоголь весь фильм ходит в одном костюме?

Виктория Игумнова: Его переодевания только отвлекали бы внимание зрителя, к тому же Гоголь уехал из Петербурга в спешке, ничего с собой не взяв.

Из чего составлен костюм Гуро и как возникла идея облачить его в ярко-красное пальто?

Виктория Игумнова: Костюм Гуро состоит из обязательных вещей гардероба, которые было принято носить в ту пору, но, как и у всех, со своими отличительными чертами. Гуро сам по себе достаточно хладнокровный, дерзкий и циничный персонаж. Он - "ядовитое пятно", поэтому и облачен в пальто красного цвета. Олег Меньшиков, как и любой другой уважающий себя и работу других артист, на примерках был учтив, он с большим вниманием и пониманием принимал участие в обсуждении костюма своего персонажа.

Какие смыслы вы вкладывали в костюм Данишевских?

Виктория Игумнова: Алексей Данишевский - это наш граф Дракула, и его костюм выдержан в соответствующей цветовой гамме: оттенки бордового, клюквенный, цвет засохшей крови, и, конечно, золота. Он - денди, один из немногих персонажей, которого можно было приодеть и приукрасить. Костюмы Данишевских мы в основном шили сами.

Лиза Данишевская - снежная королева. В ее костюме преобладает холодный голубой цвет, а в образе важны украшения, такие как брошь или кольцо с кроваво-красным камнем а-ля гранат. Этот камень был моден в XVII веке, а вот в начале XIX века эту драгоценность не ценили, ее носили разве что дети и молодые девушки. Почему эта деталь важна, зритель поймет в самом конце нашей истории.

Из чего сделан наряд Всадника?

Виктория Игумнова: Вначале мы думали сделать нашего всадника призрачным, сотканным из дыма и тумана. Но в процессе работы решили поменять концепцию и "утяжелить" героя. Его костюм состоит из разных кусков кожи, садовых наколенников, мотоинвентаря, кружев и частей маскарадных костюмов. Отдельная наша гордость в этом образе - рога, сделанные очень профессионально.

Диканька не похожа на типичную малоросскую деревню, в том числе из-за внешности местных жителей: нет привычных в таких случаях вышиванок, пестрых лент и т.д. Почему?

Виктория Игумнова: Так как костюмы главных героев выполнены в спокойных тонах, то и деревенские наряды не хотелось перегружать узорами. Есть несколько эпизодов, где национальные наряды уместны, - например, в сценах свадьбы. Но в остальных случаях крестьяне выглядят так, как могли бы выглядеть любые деревенские жители из любого уголка страны, которые не сильно уделяют внимание своему внешнему виду.

Костюм Вакулы мы полностью шили, вязали и мастерили из кожи. А костюмы таких героев, как Бомгарт, Тесак, Яким, Бинх, собирались из прокатных вещей, которые перешивались, красились и дополнялись "самолепными" деталями. У Тесака на голове шляпа-гречневик. Она так называлась, потому что её формировали на горшке, в котором варилась гречневая каша. Этот наряд очень подходит наивному и доброму человеку с не самыми выраженными интеллектуальными способностями. Тесак - это наш Жак Калло, был такой французский карикатурист. А Бинх носит старинную треуголку, которая, являясь частью военной формы, должна рассказать зрителю о его статусе.