Владимир Волошин стал победителем Swissultra DECA

Владимир Волошин, управляющий партнёр Fight Nights Global и Newman Sport & Business Consulting, сооснователь IRONSTAR, в этом году стал первым россиянином, выигравшим экстремальное 10-кратное соревнование по триатлону Swissultra DECA

Триатлон IRONMAN считается одним из самых сложных однодневных соревнований в мире: это 3,8 км вплавь, 180 км на велосипеде и марафонские 42,2 км бегом. Но формат DECA One per day, который выбрал Волошин, еще более экстремальный: полную дистанцию IRONMAN нужно проходить ежедневно 10 дней подряд. Общий путь длиной в 2260 км Владимир планировал преодолеть за 150 часов, но уложился в 131 час 36 секунд. О том, как в любительском спорте возможны такие достижения, о "подводных камнях" соревнований на выносливость и о том, зачем он взял с собой часы, в которых бежал Байкальский ледовый полумарафон, Владимир рассказал РГ-"Стиль жизни".

Владимир, как вы вообще решились на десятидневный IRONMAN?

Владимир Волошин: В 2016 году я замахнулся на пятикратную дистанцию, но, начав тренировки, понял, что не хочу на этом останавливаться. Поэтому мы с тренером сразу же стали планировать покорение "десятки" - от этого пятикратная дистанция перестала меня пугать, и я ее прошел в апреле 2017 года.

Получается, чтобы легче достичь цели, нужно ставить перед собой другую, еще более высокую цель. Какой еще опыт дала вам пятикратная дистанция?

Владимир Волошин: Она научила тому, что надо действовать по заранее составленному поминутному плану. Такие испытания невозможно преодолеть без умения немедленно восстанавливаться, без правильного питания и без качественной протестированной экипировки. Нельзя действовать "по ощущениям". В первый день участники обычно совершают ошибку, ориентируясь на самочувствие и развивая большие скорости - забывают о том, что силы закончатся. А когда спортсмен действует неосознанно, это приводит к катастрофе - к травмам и сходу с дистанции.

Что значит "немедленно восстанавливаться"?

Владимир Волошин: Как только вы начали двигаться, накопленные организмом калории расходуются, и это нужно сразу же компенсировать: пить воду не от жажды, а через каждые 3-5 минут, принимать спортивное питание через 20 минут. Не хочется, но надо. Иначе наступит момент, когда "поздно пить боржоми". Чувствовать себя нужно всегда хорошо и не дожидаться, пока станет плохо. И, кроме того, нужен массаж для группы мышц, получивших наибольшую физическую нагрузку.

Как проходил ваш день во время соревнований Swissultra DECA?

Владимир Волошин: Я выходил на старт в 7.00. Утро начиналось с заплыва часа на полтора, потом велогонка 6-7 часов и беговая марафонская дистанция. И так десять дней подряд. Ежедневно организм находился в состоянии физической активности от 12 до 14 часов - в современном мире люди даже в офисах уже столько не работают.

А как вы отдыхали?

Владимир Волошин: Я быстро добирался до отеля, там принимал душ и восстановительное питание. Потом натягивал на себя лимфодренажную установку для спортсменов - это что-то вроде штанов, которые очень сильно сжимают ноги, тем самым разгоняя лимфу и молочную кислоту. Массаж был уже в полудреме: я научился включать установку на мощнейший режим, через 2 часа она выключалась, я просыпался весь мокрый, потому что жидкость выходила через тело, сбрасывал эти "штаны" и продолжал спать. В 5 утра подъем: быстро приводил себя в порядок, собирал форму, проверял по списку экипировку, электронную систему хронометража, спортивное питание на каждый этап. Выходил из отеля в 6 часов, добирался до места, готовился к заплыву и в 7 утра снова стартовал. В пересказе это как "день сурка". Но в реальности у меня было ощущение одной, но очень длинной гонки из 10 этапов.

Что было самым сложным за эти 10 дней?

Владимир Волошин: Первые пять дней была жара под 30 градусов. А на велогонке все дни нас преследовал сильнейший ветер. Мышцы затекали, но за время испытания я уже привык к боли и спокойно к ней относился. Дело в том, что в позиции велогонщика все время согнута шея. И болит не только шея - еще и лопаточные мышцы, поясница, ноги.  На шестой день у меня случился настоящий кризис. Было очень холодно: ночью в горах выпал снег, на велоэтапе начался проливной дождь и пронизывающий ветер, и я сильно замерз. Потерю энергии надо было компенсировать хотя бы едой, и я стал делать остановки, которых не предполагал. Но и это не спасало. После 180 километров велогонки у меня зуб на зуб не попадал. На старте марафонской дистанции меня трясло так, что я даже говорить не мог. Но потом "раскочегарился" и закончил более-менее нормально. Я понимал, что организм преодолел самое сложное для него. Но дальше надо было двигаться аккуратно, чтобы избежать травм. В результате мне удалось и финишировать, и пройти общую дистанцию почти на 20 часов быстрее рассчитанного, и выиграть золотую медаль этого этапа Кубка мира по триатлону. Я понял, что такие соревнования выигрывают только люди, которые действуют по плану, а не "по ощущениям".

Как вы научили свой организм жить по плану?

Владимир Волошин: В течение прошлой осени, зимы, весны и лета я каждый день просыпался в 5.15, выходил из дома в 5.30, а в 6 у меня была уже первая тренировка, которая заканчивалась в 7-7.15. То есть я натренировал организм после 7 часов сна сразу получать спортивную нагрузку. Поэтому на протяжении всего десятидневного соревнования мне было комфортно. Только в тот злополучный шестой день, проснувшись, я почувствовал, что не выспался.

Вы были один или с командой помощников?

Владимир Волошин: Я полетел один и изначально рассчитывал только на собственные силы. Но вообще, если работать на хороший результат, без группы поддержки выезжать нельзя. Иначе время для восстановления тратишь на то, чтобы, например, постирать вещи или заказать еду.

Что вам дала эта победа?

Владимир Волошин: Когда на церемонии награждения меня толкали немцы со словами "Понимаешь, что ты первый?", я это понял не сразу - у меня еще ни голова, ни тело не отошли. Да и никто не ожидал, что русские, которые приехали на десятидневный Swissultra впервые, еще и выиграют. Для многих было шоком, что в России вообще есть триатлон. А у меня, кроме спортивной цели, была еще и благотворительная: сбор средств в помощь детям - подопечным "Русфонда". В России меня поддерживали многие. Я думаю, люди хотели подтверждения, что такие дистанции преодолевать вообще возможно. Друзья потом говорили, что верили в мою победу с самого начала. Но я даже не предполагал, что все сложится в мою пользу. Понимаете, можно тренироваться всю жизнь, но никогда нельзя быть полностью застрахованным от сбоя: в теле обязательно найдутся одна-две мышцы, которые могут подвести.

Зачем вы, кроме функциональных спортивных часов, носили на другой руке автоматические Carl F. Bucherer Patravi Scuba Tec? Ведь для хронометража проще использовать "умные" часы?

Владимир Волошин: В этих Scuba Tec я в начале марте бежал Байкальский полумарафон по льду и снегу, и у меня возникла мысль подвергнуть их еще одному жесткому испытанию. И они мне очень помогли. Дело в том, что спортивные часы показывают прежде всего скорость, пульс, темп. Чтобы просто увидеть, который сейчас час, надо было пролистать экран, переключиться. А по Scuba Tec на правой руке я сразу понимал, какой день, число и время. Когда в три часа дня я заканчивал велогонку и выходил на бег, они мне напоминали, что я должен уложиться до вечера - то есть в буквальном смысле возвращали меня в реальность, в нормальный человеческий режим. Поэтому функциональные спортивные часы - это необходимость, но обычная жизнь все-таки идет по Scuba Tec.

Вы их взвешивали перед соревнованиями?

Владимир Волошин: Нет. Я просто знаю, что они довольно увесистые. Но я использовал каучуковый ремешок, чтобы они не сильно натирали руку. Правда, во время длительных заплывов запястье все же немного стерлось. А шли они идеально и тогда, и сейчас. Но повезу их в сервис на профилактический осмотр, потому что еще никто их так нещадно не эксплуатировал: они и плавали со мной, и на велогонке были, и на беге. Осталось с ними, наверное, только в космос слетать. Кстати, они еще поднимались со мной на Эльбрус, на высоту 4200 м, в прошлое воскресенье.

Как вы все это успеваете, помимо работы? Вы Ironman в плане дисциплины?

Владимир Волошин: Чем больше вы заняты, тем больше успеваете.