Владимир Мединский: Ровно год назад на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме мы с заместителем министра культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии Дориной Бьянки подписали соглашение о проведении в 2018 году в Италии "Русских сезонов". Это масштабный проект по представлению русской культуры европейскому зрителю. В Италии он открылся 14 января 2018 года гастролями в Риме Государственного академического Мариинского театра под руководством маэстро Валерия Гергиева. Символично, что на открытии гастролей в Национальной академии Святой Цецилии заместитель председателя правительства России Ольга Голодец передала заместителю министра при председателе Совета министров Италии Марии Элене Боски Жар-птицу - символ "Русских сезонов". В рамках фестиваля, который продлится до конца 2018 года, запланировано более 310 мероприятий в 74 городах. Разброс тематики и формата событий "Русских сезонов" - от концертов классической музыки и театральных постановок до фестиваля молодых кинематографистов, джазовых вечеров, букинистических выставок и просветительских проектов. По нашим прогнозам - и уже можно сказать, что они оправдываются, - фестиваль посетят в общей сложности 6 миллионов человек.
То есть получается, каждый десятый итальянец!
ВМ: Получается так… Что и неудивительно. Ключевые участники "Русских сезонов" в Италии представляют весь цвет российского искусства: от ГАБТ, Александринского театра до Росгосцирка, Ледового шоу Ильи Авербуха, "Союзмультфильма" и многих других.
Что может показать итальянцам Большой театр - понятно, а чем может поразить "Союзмультфильм"?
ВМ: Ему отводится важная роль. 18 декабря состоится показ отреставрированной мультипликационной ленты "Щелкунчик" (1973 года) в сопровождении симфонического оркестра.
А как представлены визуальные искусства, литература?
ВМ: Главный "визуальный проект" "Русских сезонов" - выставка "Русский путь. От Дионисия до Малевича". Она проходит в Музеях Ватикана и стала ответом на уникальную выставку 2016 года "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана", показанную в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Тогда в Россию из собраний Музеев Ватикана привезли сразу 42 шедевра - картины Рафаэля, Корреджо, Паоло Веронезе, Караваджо… Это был беспрецедентный жест, свидетельствующий об отношениях доверия, которые сложились между Россией и Ватиканом, Музеями Ватикана и Третьяковской галереей.
Два года спустя Третьяковская галерея при поддержке благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт" представляет пять веков русского искусства в самом сердце Ватикана. Авангард представлен Малевичем, Гончаровой, Кандинским, Филоновым. Также присутствуют работы Петрова-Водкина, Кустодиева, Дейнеки, Юона, Нестерова. Но главная идея экспозиции - не противопоставление авангарда иконе или фигуративной реалистической живописи, а единство русского искусства с самого его зарождения и до наших дней. Большую роль в выставке играет диалог иконы и XIX века, в первую очередь передвижников. При этом кураторы выставки - ведущий научный сотрудник Эрмитажа Аркадий Ипполитов и директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова - сумели уйти от хронологического принципа. Экспозиция выстроена по принципу неожиданных, но очевидных "глазных рифм". "Явление Христа народу" Александра Иванова - рядом с иконами XV века "Крещение" и "Преображение". "Неутешное горе" Крамского - напротив иконы "Не рыдай Мене Мати", а его же "Христос в пустыне" - рядом с экспрессивным "Христом в темнице", скульптурой XVIII века из Перми.
"Всюду жизнь" Ярошенко соседствует с "Богоматерью Киккской" Симона Ушакова, вторя ее формату и колориту, а сольвычегодская икона "Видение святого Евлогия" - напротив "Над вечным покоем" Левитана. "Апокалипсис" XVI века - рядом с "Черным квадратом" Малевича.
Неожиданно...
ВМ: Место проведения выставки - колоннада базилики Святого Петра, архитектурный шедевр Джованни Лоренцо Бернини. Место, мягко говоря, обязывает. Можно сказать шире - сотрудничество с Италией обязывает к высочайшему уровню культурного диалога.