Новости

29.11.2018 12:31
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Возвращение "Жар-птицы"

Худрук Театра балета имени Якобсона рассказал о премьере 50-го сезона
На основной сцене Александринки 30 ноября покажут "Жар-птицу" - премьера ознаменует 50-й сезон Театра балета имени Леонида Якобсона и 115-летие его основателя. Вместе с постановкой британского хореографа Дагласа Ли публика увидит обновленные миниатюры самого Якобсона, которые уже давно стали классикой отечественного искусства. Художественный руководитель театра, заслуженный артист России Андриан Фадеев побывал в петербургской редакции "РГ" и рассказал подробности грядущего вечера.
Андриан Фадеев: Театр продолжает принципы Леонида Якобсона - идти вперед, искать, экспериментировать. Фото: Наталья Онищенко Андриан Фадеев: Театр продолжает принципы Леонида Якобсона - идти вперед, искать, экспериментировать. Фото: Наталья Онищенко
Андриан Фадеев: Театр продолжает принципы Леонида Якобсона - идти вперед, искать, экспериментировать. Фото: Наталья Онищенко

Андриан Гуриевич, в вашем театре до сих пор работают люди, которые лично знали Леонида Якобсона...

Андриан Фадеев: Да, у нас действительно, к счастью, жива преемственность поколений, и педагоги-репетиторы скрупулезно передают труппе все нюансы, которые они помнят. Конечно, им очень повезло столкнуться с таким человеком, ведь Леонид Якобсон был настоящим художником - он всегда отходил от канонов, ставил как видел, иногда даже шокировал своими постановками. Большое счастье, что наши артисты растут на этой хореографии, и большое счастье - ее исполнять, хоть она и очень сложна. Да, 32 фуэте здесь делать никто не требует. Но не менее сложно поразить красотой позы, образом, осмысленностью каждого шага. Именно к этому стремился автор.

Какие принципы Леонида Якобсона сейчас продолжает театр?

Андриан Фадеев: Идти вперед, искать, экспериментировать. Мы, например, тесно сотрудничаем с молодыми российскими хореографами и уже сделали с ними целый ряд проектов - это Антон Пимонов, Константин Кейхель, Владимир Варнава. Но все равно наша основа - классический танец, и два года мы проработали именно с классическими мастерами. В позапрошлом году мы выпустили "Спящую красавицу" в постановке знаменитого танцовщика Парижской оперы (Opera National de Paris), обладателя звания Danseur Etoile французского хореографа и педагога Жана-Гийома Бара. Было очень полезно и интересно, он много дал труппе. А в прошлом сезоне мы поставили "Дон Кихота". Блестящий танцовщик и экс-премьер Королевского балета Ковент-Гарден Йохан Кобборг долгое время прожил в Лондоне, где, как известно, сильна драматическая школа, поэтому большое внимание уделял актерскому мастерству. Причем смотрел на каждого артиста. Это очень важно.

Кстати, о "Дон Кихоте". Публика от него в восторге, семь номинаций на "Золотую маску". Ожидали?

Андриан Фадеев: Когда я приглашал Кобборга и потрясающего французского художника с русскими корнями Жерома Каплана, я понимал, что собрал сильную постановочную команду, и верил, что должно получиться что-то достойное. Но когда мы только начинали работу, я волновался, потому что "Дон Кихот" на самом деле - это балет-риск. Во-первых, там очень сложные ведущие партии Китри и Базиля, артисты должны блистать техникой. А во-вторых, не каждая балетная труппа может позволить себе такие монументальные полотна, как "Спящая красавица", "Дон Кихот". И мне очень радостно, что нам это удалось.

"Жар-птица" ассоциируется с русской лубочной темой. Тем интереснее, как увидит эту историю современный хореограф, работающий в необычной пластике

Когда смотришь "Дон Кихота", нельзя не заметить, что все продумано до мелочей. Особенно впечатляют декорации, костюмы...

Андриан Фадеев: Я первый раз столкнулся с художником, который вообще не принимал никакой замены материалов. Он выбирал все сам вплоть до подкладок. С одной стороны, с ним было легко работать, потому что мы ничего не искали - Каплан приехал с огромной папкой: "купите вот это и вот это", а с другой - сложно. Ведь не всегда на фабрике есть этот материал, не всегда именно тот цвет, который нужен. Но это того стоило. А что касается декораций, то здесь Жером Каплан опирался на гравюры Гюстава Доре, который иллюстрировал роман Сервантеса.

И знаете, мы показали уже спектаклей 15, и каждый раз звучат аплодисменты, когда во втором акте в картине леса появляются дриады. Балерины начинают двигаться, их пачки мерцают... Это необыкновенно красиво, моя любимая сцена в этой постановке. Балет, как любое искусство, должен трогать зрителя, оставлять след, и мне очень радостно, что реакция всегда такая.

А за трендами следите? Сейчас, например, очень популярно видео китайского балета, где балерина крутит фуэте прямо на голове у партнера.

Андриан Фадеев: Конечно, это не может оставить равнодушным. Я всегда говорю своим артистам - вы должны интересоваться всем, тогда на вас будет интересно смотреть. Глаза не должны быть пустыми, хочется видеть мысль на челе. Знаете, очень жалко - а это всегда заметно - когда артист выходит на сцену только за гонорар. Весь смысл творчества пропадает сразу. А такие чудо-моменты... Они очень мотивируют и вдохновляют.

Немного о премьере. В первых двух отделениях вы покажете обновленные шедевры Якобсона. В какой степени они обновлены?

Андриан Фадеев: Мы называем это восстановлением, потому что все спектакли, во-первых, получат новое оформление. Ведь все эти годы артисты танцевали в костюмах, которые были еще при Якобсоне. Сейчас это уже театральные реликвии, которые по-хорошему надо передать в музеи и показывать людям. В этом году мы пригласили замечательных художников - Татьяну Ногинову и Альону Пикалову - они будут работать над костюмами и создавать оформление сцены. Нас, может быть, и поругают, что мы что-то изменили, но я доверяю их вкусу и профессионализму, они понимают, что такое Якобсон для российской культуры. Во-вторых, долгое время все эти миниатюры не шли под живую музыку. Нам удалось найти ноты, собрать партитуры. А это вовсе не тот материал, который есть в свободном доступе, собирали буквально по крупицам.

Что все-таки покажете и в чьем сопровождении?

Андриан Фадеев: Премьера пройдет в сопровождении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, за пультом - заслуженный артист России Александр Титов. А покажем "Падекатр", "Влюбленных", "Секстет", "Венский вальс", "Кумушек", а еще "Вестрис", вещь, которую когда-то танцевал Михаил Барышников. Можно будет увидеть давно не исполнявшуюся миниатюру "Па-де-де" на музыку Россини - это очень сложный техничный номер. Сейчас у нас есть солисты Софья Матюшенская и Андрей Сорокин, которых вы видели в "Дон Кихоте", я уверен, что у них все получится. А в одноактном балете "Свадебный кортеж" на музыку Шостаковича музыкальное трио солистов окажется прямо на сцене.

Почему решили взяться за "Жар-птицу"?

Андриан Фадеев: Это был выбор балетмейстера, Дагласа Ли. Он любит сказки, любит музыку Стравинского. Эта любовь и подвигла его сделать новый спектакль. Нам эта идея показалась очень интересной, потому что "Жар-птица" ассоциируется с русской лубочной темой. Тем интереснее, как увидит эту историю абсолютно современный хореограф, работающий в самобытной, необычной пластике. При этом Даглас Ли, как и Якобсон, настоящий художник, он не делает редакцию очередного шедевра, а ставит новый спектакль прямо у нас на глазах. Но все равно постановка будет в рамках знакомого сюжета. Может, кому-то покажется, что это очень банально, но, на мой взгляд, как раз самое сложное - сделать новую хорошую работу на старую тему.

Наверняка, параллельно с премьерой уже идет работа над чем-то новым? Какие планы у театра?

Андриан Фадеев: Из самого ближайшего, в конце марта - начале апреля повезем "Дон Кихота" в Москву в рамках фестиваля "Золотая маска". В столице, кстати, мы будем выступать впервые. А следующей осенью планируем поставить новый спектакль. Он будет классический. Название говорить не буду - боюсь спугнуть удачу, но сейчас мы уже в процессе обсуждения с хореографом и художником, и, если все сложится, к декабрю 2019 года зрители смогут его увидеть.

Про Леонида Якобсона

- Леонид Якобсон мог работать 24 часа в сутки, при этом ему не нужно было ни пить, ни есть - он подпитывался самим процессом. А у остальных ведь семьи, быт... Поэтому они даже, бывало, переводили часы в зале на час вперед. Мастер, как рассказывают, конечно, все понимал, но он жил балетом. Вообще, Леонид Вениаминович - реформатор, новатор тех лет, он во многом повлиял на развитие современного балета, хотя, как многие талантливые люди, в советские времена был гоним, но, несмотря на это, ему позволили поставить два больших спектакля на сцене Мариинского театра - "Шурале" и "Спартак", дали возможность создать труппу, очень непохожую на другие, самобытную, со своим авторским репертуаром и лицом.

Культура Театр Танец Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург
Добавьте RG.RU 
в избранные источники