Ловец счастья: интервью с основателем Parfums Dusita Писсарой Умавиджани

Каждый аромат Писсара Умавиджани сопровождает цитатой своего отца - поэта и переводчика Монтри Умавиджани, "тайского Пушкина". Ее парфюмерно-поэтический сборник стал сенсацией рынка нишевых ароматов за каких-нибудь два года. О том, как ей удалось в рекордные сроки покорить неприступный Париж, какие детские воспоминания отражаются в ее парфюмах, и почему изучение анатомического строения цветка - важная часть ее работы, Писсара рассказала в интервью РГ - "Стиль жизни".

Писсара, свой бренд, Parfums Dusita, вы создали в 2016 году, причем не где-нибудь, а во Франции. А уже в 2017-м получили награду Art and Olfaction, которую называют "парфюмерным "Оскаром" - за аромат Mélodie de l`Amour. Конечно, это вызвало немало разговоров: никому неизвестный парфюмер из Таиланда - и вдруг такой прорыв!

Писсара Умавиджани: Бренд Dusita был основан в 2016 году, но это не произошло одномоментно, на пустом месте. Его созданию предшествовала история длиной больше десяти лет, и она началась задолго до того, как я переехала в Париж. Уже в Таиланде я коллекционировала винтажные парфюмы, изучала формулы легендарных духов, таких, как Chanel No 5 или Shalimar, сама смешивала эфирные масла и абсолюты, составляла собственные композиции. Я абсолютно уверена, что невозможно создать что-то новое, не освоив как следует старое. Ты должен изучить основы мастерства и только после этого изобретать новые жанры. Это как в музыке: сначала классика, а уже потом джаз.

В ваших ароматах действительно угадывается классика и, одновременно, какая-то удивительная самобытность. Как бы вы сами определили свое направление?

Писсара Умавиджани: "Классика в современном формате". Я не стремлюсь создавать что-то слишком сложное, у меня нет цели во что бы то ни стало удивлять. Моя цель - создавать красивые ароматы, которые можно носить каждый день. При этом они должны быть уникальными, вызывать какие-то личные эмоции и ощущения. Когда перепробовав множество разных запахов вы вдруг "узнаете" один-единственный: "Да, это - он!".

Как вы выбирали название для вашего бренда?

Писсара Умавиджани: Dusita в переводе с тайского означает "рай", стремление к гармонии и счастью. Создавая свою линию, я думала об ароматах, которые могли бы передать эти состояния. Конечно, у каждого из нас свои представления о том, как должно пахнуть счастье. Но мне кажется, в ольфакторных ощущениях даже совершенно разных людей все-таки есть нечто общее. Так же, как в представлениях о красоте: о вкусах не спорят, но все равно есть некие общепринятые каноны. И я стараюсь переводить эти близкие и понятные всем ассоциации, связанные с "запахом счастья", на парфюмерный язык. Ароматы из моей коллекции очень разные: надеюсь, любой человек найдет среди них тот единственный, который отзовется в нем ощущением радости.

Вы родились и выросли в Таиланде, и ваши детские и юношеские годы сопровождали особенные ароматы: экзотические по европейским меркам. Как это повлияло на ваш стиль?

Писсара Умавиджани: Конечно, во многих моих духах присутствуют компоненты, которые напоминают о Таиланде: это франжипани, запах которого чем-то схож с жасминовым, тубероза, чампака - цветок счастья и любви: его используют во многих религиозных обрядах. Я выросла в большом доме, окруженном садом, и ароматы этого сада, которые особенно обострялись после дождя, были для меня одним из самых ярких детских ощущений. При этом я бы не назвала свои духи ни строго "экзотическими", ни "классическими", это моя интерпретация на тему классики.

Я читала, вы хорошо ориентируетесь в ароматерапии?

Писсара Умавиджани: Благодаря увлечению ароматерапией я пришла к заключению, что каждый растительный компонент имеет свое значение и оказывает на нас определенное влияние. Я люблю использовать натуральные ингредиенты: они напитаны воздухом и солнцем, в них есть жизненная энергия, которой нет и не может быть в синтетических компонентах. Создавая новый аромат, я всегда зарисовываю структуру цветов, которые войдут в его состав. Такие рисунки наглядно демонстрируют образ, который несет в себе каждый цветок, передают его характер: а он может быть одновременно и женским, и мужским. Все это помогает в процессе создания общей картины парфюмерной композиции, ее истории.

Что еще предшествует созданию нового аромата?

Писсара Умавиджани: Я очень подробно прорабатываю его "портрет": какую он будет передавать эмоцию, какие ингредиенты наиболее точно ее отразят, где я буду их брать. Нахожу соответствующий каждому компоненту цвет, создавая, таким образом, цветовую палитру аромата. В одних случаях, как с Oudh Infini, это cложная лилово-коричневая гамма, в других - как с Issara, зеленая с добавлением золотистого и коричневого.  Оттенков не должно быть много, они тоже должны быть уравновешены. Таким образом, не только по запахам, но и по образам, цветовым нюансам, я ищу некое золотое сечение: в парфюме все должно быть сбалансировано. Иногда бывает, что парфюм "складывается" довольно быстро. А иногда, вроде бы, все хорошо - но, например, не хватает стойкости, и нужно снова искать баланс.

И как долго вы можете искать этот баланс?

Писсара Умавиджани: До тех пор, пока не найду совершенную формулу. Создание парфюма - действительно долгая кропотливая работа. У меня на нее уходит как минимум полгода.

Вы выросли не только в окружении экзотических ароматов, но и книжных полок: ваш отец - один из самых известных тайских поэтов, мать - профессор философии. У вас наверняка есть любимые с юношества книги, которые вы часто перечитываете?

Писсара Умавиджани: И такое количество, что перечисление отнимет у нас немало времени! Если говорить о первых, кто сейчас приходят на память, это Эмили Дикинсон и Марсель Пруст с его очень точными и красивыми детскими воспоминаниями-ассоциациями.

Какие духи стоят на вашем туалетном столике? Чем пользуетесь сами, отправляясь на встречу или прогулку?

Писсара Умавиджани: О, духов много, я их очень давно коллекционирую. У меня есть экземпляры, которые уже сняли с производства, есть раритеты, выпущенные больше ста лет назад. Конечно, любимые мной Fracas и Bandit (Robert Piguet). Но, знаете, в повседневной жизни я духами почти не пользуюсь. Утром вместо них обычно наношу отдельные ингредиенты: чтобы потом наблюдать, как они будут раскрываться и меняться на протяжении дня. Одним словом, с ароматами у меня исключительно рабочие взаимоотношения.