24.12.2018 18:00
    Поделиться

    У России есть шанс занять достойное место в мировой блокчейн-экономике

    Конец года - время подводить итоги. 2018 можно смело назвать годом падения биткоина, а вместе с ним и интереса к блокчейну. Однако эксперты считают, что пройдя ураганный этап становления, блокчейн станет прорывной технологией для бизнеса и государственных структур. Правительство РФ в этом году начало реализацию программы "Цифровая экономика", в которой на цифровые компетенции заложено 50 млрд рублей до 2020 года.

    Блокчейн должен стать центральным элементом цифровой экономики, уверен Игорь Хмель - основатель компании Bankex, создающей     решения в области распределенных реестров. С точки зрения технологий, будущее блокчейна - это секьюрититокены (security token - цифровая монета, обладающая свойствами ценной бумаги) и стейблкойны (от stable coin - стабильная "монета", расчетная единица). На разработку последних компания Bankex подписала меморандум о сотрудничестве с государственным фондом Узбекистана "Цифровое доверие", и это только начало. Игорь Хмель рассказал "РГ", почему блокчейн может стать главной цифровой технологией 2019 года.

    Ажиотаж вокруг токенов спал. Откуда у вас уверенность в росте интереса к технологии в 2019 году?

    Игорь Хмель: Ажиотаж спал вокруг спекулятивных ICO (первичное монетное предложение - ред.), когда все, кому не лень, выпускали токены. И это хорошо - я оценивал, что не меньше трети предложений на рынке были мошенническими. Когда биткоин рос до небес, многие считали, что придут большие корпорации, откроется торговля криптовалютами на крупнейших биржах, и начнется цифровая экономика во всем мире. Но корпорациям нужно время, чтобы адаптировать технологии, правительствам - чтобы обсудить, и никто не хочет надувать еще один финансовый пузырь. Вот поэтому произошел обвал.

    Тема ICO убита, но блокчейн, как технология, будет развиваться. Инвесторы никуда не ушли, они просто ищут надежную регуляторную базу. И она уже на самом деле найдена. Все понимают, что будущее за регулируемыми инвестициями, то есть за секьюрититокенами, которые будут делаться на основании законов. Регулятор во многих странах уже принял эти законы и дал объяснения, как применять правила обычного старого рынка ценных бумаг к этому новому рынку, поэтому рынок вырастет. А когда на него придут крупные девелоперские компании и сырьевые корпорации, хайп вокруг биткоина покажется шалостью.

    - А они придут? Что может привлечь, например, классические сырьевые компании?

    Игорь Хмель: Крупный бизнес понимает, что за счет блокчейна он сможет увеличить эффективность, уменьшить затраты, в частности, на ряд юридических вопросов, в области документооборота, регистрации сделок. Даже в рамках одного холдинга могут быть десятки юрлиц, и между ними есть большой документооборот и масса задач, которые блокчейн способен автоматизировать. Но дело не только в оптимизации процессов. Вслед за этим открывается новый рынок, потенциал которого еще больше и интереснее. Создание на основе блокчейна новых видов активов, а это и есть секьюрититокены и стэйблкоины, откроет для бизнеса совершенно новые рынки. Например, компания, которая занимается металлургией, может прийти на рынок стэйблкоинов. Сейчас у таких компаний есть шанс, используя свое сырье и применив нужные технологии, стать крупным IT-игроком, таким же крупным, каким они являются в области сырья. Именно поэтому стэйблкоины будут главным трендом будущего года, а секьюрититокены - ближайшего десятилетия. Стэйблкоины могут быть обеспечены долларом, различными металлами и другими ценностями. Секьюрититокены имеют дуальную природу - они будут торговаться и как ценные бумаги, и как токены. По сути, это ценная бумага, обеспечивающая ее покупателю экономические права на денежные потоки от активов, в которые он вложился и, быть может, даже на голосование в какой-то части принятия решений. Bankex является компанией, которая формирует повестку на рынке. Мы проводники в области того, как будет выглядеть цифровая экономика в области секьюрититокенов. Именно поэтому нам очень важно самим пройти этот процесс: сейчас на рынке обсуждается проект "монеты", обеспеченной кобальтом. Нам интересно сделать "металлический койн". Мы работаем над тем, чтобы выпускать по этой же схеме цифровое отображение - образ таких бумаг, но уже в виде цифрового токена.

    - Насколько у России есть шанс стать заметным игроком в этой области? Хватит ли инвестиций в рамках программы "Цифровая экономика"?

    Игорь Хмель: У России есть огромные перспективы стать мировым лидером в цифровой области, например, в металлургии. И государство будет не главным инвестором - это зона интересов бизнеса. Это то, что нужно рынку. На глобальном рынке созрел спрос на "металлический банк”, выпускающий валюту, обеспеченную цветными металлами. Это будет стабильная "монета", обеспеченная не долларом. Сейчас мы обсуждаем с несколькими крупными металлургическими компаниями создание такой "монеты". За ней должны стоять крупнейшие мировые производители одного или группы металлов. Желательно, чтобы участники были распределены по всему миру. Блокчейн, как я сейчас вижу, это технология, которая может снять ряд структурных ограничений в экономике и дать окно возможностей для России, чтобы прорваться через структурные ограничения и попасть на мировые рынки. Важно не упустить имеющуюся возможность.

    Поделиться