11.02.2019 17:05
    Поделиться

    В Москве состоится мировая премьера оперы "Влюбленный дьявол"

    15 февраля на сцене Московского академического Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко состоится мировая премьера оперы Александра Вустина "Влюбленный дьявол", завершенная композитором в 1989 году. В преддверии спектакля прошла встреча создателей и публики. В мероприятии принимали участие сам композитор Александр Вустин, музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Владимир Юровский, режиссер-постановщик Александр Титель и начальник пресс-службы театра Ирина Горбунова.

    Ирина Горбунова: "Влюбленный дьявол" - единственное ваше оперное произведение, хоть и вся ваша музыка наполнена театральностью. Как вы пришли к нему?

    Александр Вустин: Меня привел к этому Владимир Хачатуров - мой покойный друг, прекрасный литератор и замечательный певец. Он создал для оперы выдающийся литературный текст. Что касается написания оперного произведения, то каждый раз открываешь в себе новые силы,  о которых не подозревал. Таким образом узнаешь многое о самом себе.

    Ирина Горбунова: Вы пользуетесь в своей музыке довольно редкими литературными "ситуациями", а опера, которую вы написали, основана на довольно классической теме дьявола, очень популярной в оперном мире. Кроме того, во "Влюбленном дьяволе" довольно много типичных для оперного жанра коллизий. Как это получилось и не мешало ли это вам?

    Александр Вустин: Мне было очень интересно. Кстати, Жак Казот, автор первоисточника "Любовного дьявола", начал писать свою повесть в 1772 году - тогда же, когда Гете начал своего "Фауста". Гете писал свое детище всю жизнь, а Казот написал новеллу за одну ночь. Сочиняя оперу, я открывал в себе новые ресурсы, о которых не подозревал. Мне кажется, сюжет благодарнейший. Мы писали не по заказу и использовали все возможности, которые видели. В итоге из "развлечения", которым изначально была опера, она стала делом жизни.

    Ирина Горбунова: В интервью вы говорили, что не рассчитывали, что ваша опера когда-либо будет поставлена. Почему?

    Александр Вустин: Кто бы исполнил это тогда, в 1989 году? Сочинение еще было "сырым", и нужен был достаточно смелый человек, чтобы взяться за него. Там масса "препятствий", помимо сложного музыкального языка (особенно в начале - все же, когда действие развивается, появляется больше кантилены): она как калейдоскоп, сцены в ней мелькают как на камере. Это очень непросто исполнить.

    Ирина Горбунова: Первое представление "Влюбленного дьявола" - не обычная премьера. Ею мы открываем второе столетие истории нашего театра, потому что 30 декабря ему исполнилось сто лет. Одна из наших традиций - первыми обращаться к оперным произведениям. Хотелось бы поговорить о том, как эта опера на нашу сцену и кто сказал "первое" слово.

    Александр Титель: Мы пришли к выводу, что в 100-летний юбилей театр должен устроить мировую премьеру. Я узнал, что есть такая опера - "Влюбленный дьявол" Вустина. Я позвонил Александру Кузьмичу: он пришел к нам в театр, сыграл свое сочинение по партитуре. Потом я узнал, что Вустин был приглашен Юровским как композитор-резидент  в оркестр Светланова… И мы приняли решение поставить именно его оперу.

    Ирина Горбунова: Хочу передать слово Владимиру Юровскому - он, как вы знаете, "пропагандист", "проводник" современной музыки.

    Владимир Юровский: Наверное, есть какие-то необратимые процессы в музыкальном мире, которые произошли на рубеже XIX - XX столетий - например, отказ от тональностей, что привело к массовому отторжению публики. Из-за этого многие свои сочинения композиторы тех времен писали без надежды услышать их исполненными, и "Влюбленный дьявол" - яркий пример шедевра, написанного "в стол". 

    Современная нам музыка, написанная за последние тридцать лет, в каком-то смысле более удобоварима для слушателей, потому что она более терпима к элементам тональностей. Когда началась эпоха постмодерна, люди стали смешивать стили и такого непримиримого сериализма больше нет. В наши дни, если в музыке иногда встречается какое-то подобие тональности (пусть и на долю секунды) - это уже не вызывает ни у кого из композиторов того протеста, который был бы вызван в 1960-е годы. Эпоха радикализма ушла - все это закончилось после 1968 года. Сегодня даже можно говорить о сближении современной музыки и публики - достаточно, например, посмотреть на полные залы во время фестиваля "Другое пространство". Это - доказательство того, что современная музыка "работает". Необходимо развиваться в том числе исполнителям, ведь эпоха композиторов сегодня сменилась эпохой исполнителей. Раньше композиторы - например, Вагнер - "навязывали" свои сочинения публике, а сегодня это делают исполнители, завоевав доверие слушателей.

    Ирина Горбунова: Вы говорили о серийной технике, взаимоотношении того, что люди слушают тональную и атональную музыку. Но "немузыканты" все равно воспринимают музыку эмоционально: им нет дела, написана она серийной техникой или нет.

    Александр Вустин: Как ни странно, в серийной музыке есть все те же закономерности, которые есть в классике. Я глубоко убежден, что эмоциональность не ушла из музыки. По мере написания оперы я пришел к чисто жанровой потребности в кантилене и понял, что нужно "обыгрывать" фрагменты сериийной техники. И в какой-то момент мне стало очень легко это делать.

    Ирина Горбунова: Хотелось бы поговорить о постановке. Какие музыкальные и режиссерские средства были использованы при постановке "Влюбленного дьявола"?

    Александр Титель: Музыка оперы удивительно сочетается с либретто Владимира Хачатурова: либретто, которое написал последний, - это очевидная "игра в бисер", в ней множество цитат, "цитат над цитатами", аллюзий, "кодов", напоминающих интеллектуальные развлечения аристократов времен Шекспира. "Влюбленный дьявол" - очень целостное произведение. Когда-то у меня появилась мысль, что новое сочинение надо ставить так, будто оно совершенно классическое, как будто оно было найдено в библиотеке в 1772 году, когда в мир два раза "приходил" Мефистофель в лице произведений Казота и Гете.

    Владимир Юровский: Мне бы хотелось добавить от себя, чем "Влюбленный дьявол" мне особенно дорог. Если отвлечься от ее мистически-приключенческой канвы ("Влюбленный дьявол" - это что-то вроде смеси "Фауста" Гете, "Рукописи, найденной в Сарагосе" Потоцкого, "Уединенного домика на Васильевском" Титова, "Звезды Соломона" Куприна, "Мастера и Маргариты" Булгакова и многого другого), то можно заметить, что в опере на первый план выходят человеческие отношения. Ведь вся мистика - это все равно проекция нашего сознания, в итоге человек остается человеком и в течение жизни входит в контакты с окружающими и принимает определенные решения. Вустин и Хачатуров в своей опере выбрали ход, который мне немного напоминает "Лулу" Альбана Берга: во "Влюбленном дьяволе" появляется директор театра (в опере Берга есть директор цирка, который приглашает зрителей посмотреть на животные страсти), который указывает на то, что в произведении будет представлена аллегория, где людские принципы состязаются со страстями и где поле битвы - душа. 

    Справка "РГ"

    Мировая премьера оперы Александра Вустина "Влюбленный дьявол" состоится на сцене Московского академического Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко 15 февраля в 19:00.

    Поделиться