12.02.2019 08:00
    Поделиться

    Народная артистка России Светлана Безродная отмечает юбилей

    В этом году 30 лет празднует и созданный ею "Вивальди-оркестр". В репертуаре известного коллектива более тысячи сочинений композиторов разных эпох и стран. За последние годы музыканты побывали не только в 50 российских городах…

    Почему вы отправились на Донбасс, подарили людям не только музыку, но и привезли гуманитарную помощь?

    Светлана Безродная: Я предельно обостренно воспринимаю все происходящее в мире. В Донбассе - подлинно русский мир - они никого не стремятся завоевывать, просто хотят сохранить свою культуру, свой язык и землю, на которой жили их предки. Русского человека, как мы знаем из истории, не сломить. Я, по-моему, уже в нескольких "черных списках" Порошенко. В Европе сейчас происходят странные вещи, если не сказать жестче. А Россия, в целом, духовно стабильна.

    В начале двухтысячных зародился ваш уникальный Театр музыки.

    Светлана Безродная: Наш первый спектакль был поставлен в год 60-летия Победы в Зале Чайковского и назывался "Песни непокоренной державы". В нем были представлены разные виды искусства, различные жанры. С тех пор каждые пять лет мы повторяем этот спектакль и представляем его публике в новой редакции.

    Не выношу, когда говорят, что искусство и политика не связаны друг с другом. Еще как связаны, особенно в сегодняшний век! По "культурному мосту" политики идут навстречу друг к другу, если хотят о чем-то договориться. Об этом, в частности, шла речь и в спектаклях последних четырех сезонов, посвященных Чайковскому: "Детство... Опера... Судьба...", "Грёзы... Предчувствия... Сны...", "Московский вальс", "Сны о России. Из американского дневника". Наверное, это самое значительное, что мы сделали с моим мужем Ростиславом Черным. В них зазвучал голос не только гениального композитора, но и великого патриота России - Петра Ильича Чайковского. Во время постоянных нападок на нашу страну "американский дневник Чайковского" можно воспринимать как настоящую декларацию.

    Всеми признано, что вы - солистка по жизни.

    Светлана Безродная: Не буду лукавить, это действительно так. У меня такой характер. Может быть, некоторые вещи я делаю совершенно неосознанно. Именно так я управляю женским оркестром, и знаю, что необходимо делать для нашей продуктивной работы.

    Может ли музыка остановить время?

    Светлана Безродная: Да. Играем, например, во время концерта старинный вальс, вдруг вижу, в середине зала поднимаются фигурки, и начинают вальсировать. Я приглашаю танцующих на сцену, их вдруг оказывается несколько человек. Вот это - дорогого стоит! Именно в такие моменты время останавливается: музыка, такая далекая по времени, для этих людей становится близкой… Вообще, мой зал очень помолодел!

    Как проявляется дружба в творчестве?

    Светлана Безродная: Друг на всю жизнь - Владимир Васильев, и, конечно, Катя Максимова. Васильев, фактически, крестный нашего "Вивальди-оркестра". 30 лет назад он встретил меня на улице, когда я бежала на репетицию со своими девчонками в "красный уголок" депо Белорусского вокзала, где в небольшой пристройке находилась крошечная сцена с бюстом Ленина. Володя просидел тогда у нас три с половиной часа, ему очень понравилась сама идея, а потом он принимал непосредственное участие в наших дебютах и даже обсуждал первые концертные костюмы.

    В чем сила русской музыки?

    Светлана Безродная: В ее душе. Это подтверждали, кстати, не раз и американцы во время наших гастролей в США. Говорили так: "Ты выходишь на сцену, сердце свое прямо разрываешь и… отдаешь залу. А зал отвечает тебе!". А играли-то мы в тот вечер Шостаковича, для них это все-таки несколько другая культура. Я по-другому не могу. Выхожу на сцену, и пускай это совсем малюсенький город, например, Волжск, а зал дышит. Зал может дышать! Именно ты даешь ему этот воздух.

    Какое самое сильное воспоминание детства не отпускает вас всю жизнь?

    Светлана Безродная: Музыкально меня воспитывал Мстислав Ростропович; он дружил с моими родителями. Я должна была сидеть перед ним, когда он играл, и слушать. Вообще, я музыку вижу зрительно, и это мне очень помогает.

    Являясь членом жюри "Синей птицы", вы очень эмоционально болели за Ивана Бессонова в финале Евровидения.

    Светлана Безродная: Я сама работаю только на победу, и поэтому постоянно твердила: он может и должен быть триумфатором! Когда вела прямой репортаж, по-моему, даже до неприличия громко кричала: "Ва-ань-ка!", особенно, когда объявили первую премию. Ведь за все время существования этого конкурса Россия выиграла впервые! И в этом - огромная заслуга именно "Синей птицы" и лично Дарьи Златопольской, автора и ведущей этого уникального конкурса. Главная ценность его в объединении нашей страны в единое духовное пространство. Дети приезжают из самых разных уголков России, многие потом узнает вся страна.

    Кстати

    14 февраля в Зале Чайковского "Вивальди-оркестр" приготовил программу "Маршруты танго: от Буэнос-Айреса до Москвы". 

    Поделиться