12.02.2019 09:15
    Поделиться

    Рыбопромысловикам возместят до трети от стоимости новых судов

    Рыбопромысловики хотят участвовать в обсуждении программ поддержки отрасли
    Меры господдержки в сфере промышленного рыболовства дают синергетический эффект - за счет них улучшается положение не только промысловиков, но и кораблестроителей. В настоящее время Минпромторг разрабатывает уже третью программу в данной сфере, однако участники рынка заверяют, что должны иметь возможность обсудить эти предложения до их вступления в силу.

    - Росрыболовство вместе с Министерством промышленности и торговли рассматривает меры по стимулированию малотоннажного рыболовства, - рассказал врио руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства) Андрей Яковлев. - Возможно, субсидии составят до 25 - 30 процентов от стоимости судна.

    Господдержку смогут получить прежде всего компании, работающие в Западном и Азовско-Черноморском рыбохозяйственных бассейнах, где в силу географических особенностей крупнотоннажное рыболовство развиваться не может. Предполагается, что субсидии будут выделяться на постройку судов по типовым проектам, а заказ в обязательном порядке должен быть размещен на отечественных верфях.

    С помощью новых мер господдержки в течение 2020-2025 годов может быть построено до 120 судов маломерного флота: около 100 - добывающих и 20 - для марикультурных хозяйств - таковы официальные данные Росрыболовства. Объем необходимого дополнительного финансирования на этот период оценивается в 14,4 миллиарда рублей. Реализация программы позволит привлечь около 48 миллиардов частных инвестиций.

    Как полагают специалисты агентства, обновление маломерного и среднетоннажного флота приведет к росту освоения водных биоресурсов минимум на 80-150 тысяч тонн в год, что в итоге увеличит ежегодный вклад в ВВП на 2,5 миллиарда рублей.

    В качестве "побочного" (но не менее важного) эффекта от программы ожидают повышения безопасности рыболовства, эффективности промысла и роста объема поставок уловов на берег для последующей переработки, что может создать дополнительно около 1,7 тысячи рабочих мест.

    Субсидии выделят только на постройку типовых судов на отечественных верфях

    Напомним, в настоящее время в России действуют уже две самостоятельные программы по обновлению флота гражданских судов. Пионером в программе использования судового утилизационного гранта для нужд рыболовов стала карельская компания, которой Минпромторг выделил субсидию в размере 70 миллионов рублей "в рамках программы по возмещению части затрат российским организациям на приобретение или строительство новых гражданских судов взамен сданных на утилизацию".

    Всего для карельской компании в Петербурге сейчас строится три ярусолова, два из них - в рамках закрепленных правительством РФ инвестиционных квот. Как пояснил корреспонденту "РГ" председатель Союза рыбопромышленников Карелии Илья Раковский, тем самым новопостроенному судну гарантирована промышленная загрузка. Что касается прямого субсидирования строительства новых судов, то крупным промысловикам на него рассчитывать, скорее всего, не стоит.

    - Эта мера разрабатывается специально для тех, кто выходит в море одним днем, - поясняет Раковский. - Для этого вида промысла неактуален инструмент инвестквот, поэтому Росрыболовство предложит отдельную секторальную меру поддержки. Прибрежный промысел важен не только с точки зрения доставки на рынок свежей рыбы, он также играет важную социальную роль, поскольку дает многим работу на берегу.

    Между тем, как полагает эксперт Сергей Сенников, большому рыболовецкому бизнесу такой вариант может быть интересен, скажем, в части строительства транспортных рефрижераторных судов, которые перевозят улов от места добычи на берег. Они конструктивно проще и дешевле, и потому три-четыре типовых проекта здесь могут "сработать" хорошо. Однако программа стимулирования развития малотоннажного флота на обсуждение с представителями рынка еще не выносилась.

    - Все будет зависеть от условий предоставления поддержки по такой программе, - полагает Сенников.

    Прямая речь

    Петр Савчук, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству:

    - В целях обеспечения добычи недоосваиваемого количества водных биоресурсов в Северном, Западном, Волго-Каспийском и Азово-Черноморском рыбохозяйственных бассейнах нам необходимо строительство дополнительно не менее 70 мало- и среднетоннажных судов. Если на Дальнем Востоке мы можем применить для решения данной задачи инвестиционные квоты, то в остальных бассейнах ключевой, по нашему мнению, является возможность предоставления заказчику прямых денежных компенсаций.

    Поделиться